×

Из глубины вернуть конвой

В этом году комплексная экспедиция Северного флота и РГО оказалась очень результативной.

Из глубины вернуть конвой

Суда конвоя PQ-17, погибшие в Великую Отечественную войну, и самые современные безэкипажные гидрографические комплексы – в работе гидрографов Северного флота будто соединены сразу несколько времён и несколько миров. Многолучевые эхолоты и гидролокаторы бокового обзора – это в какой-то степени машины времени, которые нужны не просто для изучения рельефа дна северных морей, но ещё и для установления координат памяти в ходе уже третьего сезона комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну».

Первые результаты появились в конце апреля. Научный руководитель экспедиции начальник отдела гидрографической службы СФ капитан 1 ранга Алексей Корнис отметил, что весной в акватории Кольского залива проведена уникальная операция по подъёму с глубины более ста метров истребителя «Аэрокобра». Ранее с такой глубины самолёты ещё не поднимали.
– К сожалению, не всё прошло удачно: то, что мы видели под водой, сильно отличалось от того, что в итоге подняли. Агрессивная морская среда за долгие годы крайне негативно сказалась на сохранности самолёта, многие его детали после подъёма на поверхность просто рассыпались. И всё равно это важный опыт, – объяснил Алексей Корнис.
Впрочем, настоящая удача не заставила себя ждать. Вскоре на гидрографическом катере «Николай Тимошенко» участники экспедиции направились в губу Эйна Мотовского залива, где затонуло первое судно исследовательского флота РСФСР «Персей». Гидрографы установили точные координаты его гибели.
«Персей» был потоплен фашистской авиацией во время доставки военных грузов на полуостров Рыбачий в самом начале Великой Отечественной войны – 10 июля 1941 года. Часть судна впоследствии использовалась как стационарный причал для снабжения оборонявших полуостров защитников Заполярья (ряд его элементов и сейчас сохранился на берегу). Но примерно три четверти корпуса пошли ко дну.
– Предполагалось, что от подбитого деревянного судна сегодня уже ничего не осталось. Что-то могло сгореть, что-то разрушиться, – объяснил старший офицер отдела гидрографической службы СФ капитан 2 ранга Александр Зубарев.
Обнаружил судно, названное именем древнегреческого полубога, старший помощник командира гидрографической партии старший лейтенант Евгений Меркулов. Он стал настоящим счастливчиком прошлого сезона, когда буквально в последние часы заключительного этапа экспедиции засёк на дне
гидрографическое судно «Меридиан», погибшее в бою с немецкими эсминцами в августе 1941 года. В новом сезоне офицер вновь надеялся совершить важные открытия, находки и не ошибся.
– В момент, когда мы поняли, что это именно «Персей», так как все его надстройки, элементы корпуса под водой хорошо просматривались, появилось чувство гордости, – поделился эмоциями Евгений Меркулов. – Хотя и перед этапом «Эйна» мы почти не сомневались в его местонахождении. Относительно многих других объектов есть расхождения: в наших и немецких архивах, в данных стран-союзниц далеко не все координаты совпадают. А с этим судном такого не было. Проблема заключалась в том, что оно лежит на небольшой глубине. Даже катер с осадкой в полтора-два метра там работать не сможет, потому что это сложный для плавания район. Но мы, находясь на безопасной глубине, применили специальное плавсредство, на которое крепили аппаратуру, а потом с катера спускали на воду. И теперь точные координаты гибели «Персея» установлены.
Вскоре после этого на южном берегу полуострова Рыбачий состоялось открытие памятного знака судну. В митинге приняли участие сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) вместе с гидрографами СФ и представителями РГО. Капитан 2 ранга Александр Зубарев на церемонии открытия знака рассказал, как складывался поиск «Персея», об участии судна в Великой Отечественной войне.

На гидрографическом катере «Николай Тимошенко» участники экспедиции направились в губу Эйна Мотовского залива, где затонуло первое судно исследовательского флота РСФСР «Персей». Гидрографы установили точные координаты его гибели

Из глубины вернуть конвой

Также на этапе «Эйна» были обнаружены останки ещё одного судна, которые могут принадлежать как паруснику «Весна», так и мотоботу ПМБ-67, погибшим в годы войны. Обследование объекта запланировано на следующее лето.
С первого сезона экспедиции её участники ведут поиск американского транспорта «Кентукки». На нём по ленд-лизу в СССР должны были доставить более десяти английских танков «Матильда» и свыше тысячи автоматов Томпсона. В источниках разнятся координаты вероятного места его гибели. И на данный момент поиск ещё не дал результатов.
– Архивных данных много. Постепенно проверяем все. Я верю, что у нас получится его найти, – говорит старший лейтенант Меркулов. – Пока этого не случилось, но у нас всё равно немало находок в текущем сезоне. На этапе «Горло Белого моря» мы работали на гидрографическом судне «Сенеж». Мне лично очень хотелось отправиться в тот район, так как ранее его обследовали не очень тщательно. И какова же была наша радость, когда мы буквально на втором галсе в месте частого обрыва тралов обнаружили на дне судно. Пошли дальше и вскоре нашли ещё одно. Оба ещё предстоит классифицировать.
В годы войны перед входом в губу Печенга было потоплено много кораблей и судов. И в текущем сезоне перед гидрографами стояла задача обследовать этот район.
– На этапе «Печенга» я сидел за эхолотом, – рассказывает Евгений Меркулов. – Мы буквально только его включили, приготовились начать поиск, стали заходить на галс и зацепили судно. Никто не ожидал, что в этом районе первый объект мы обнаружим так быстро. Правда, идентифицировать его пока не удалось.
На этапе «Кольский залив» в поиске участвовала компания, которая занимается разработкой и поставкой гидрографического оборудования. Её представители тестировали безэкипажный гидрографический комплекс «Калан». Он помогал искать самолёты «Бостон», сбитые в годы Великой Отечественной войны, и авиационные мины, которые устанавливал противник вблизи порта Мурманск.
Гидрографы отмечают, что отечественное оборудование с задачами справилось. Были некоторые мелкие недостатки (разработчики учли, что предстоит исправить), но в целом специалисты остались довольны его работой. Проблема лишь в том, что это был тестовый образец.
– В текущем сезоне ледовая обстановка не позволила осуществить все планы, не все районы получилось обследовать. Вероятно, поиск «Кентукки» и судов конвоя PQ-17 придётся продолжить в следующем году, – говорит Александр Зубарев. – Хотя, кто знает… Прошлой осенью под занавес экспедиции во время выхода на малом гидрографическом судне «Николай Скосырев» был найден «Меридиан». Вдруг то же самое произойдёт и с гидрографическим судном «Ромуальд Муклевич», которое сейчас работает в Карском и Баренцевом морях. Во время этого этапа экспедиции недавно был обнаружен транспорт «Диксон», торпедированный фашистской подводной лодкой в июле 1943 года, а также уточнены координаты гибели найденного ранее в районе Новой Земли судна «Шквал», подорвавшегося на вражеской мине в августе того же года. Возможно, на обратном пути команде «Ромуальда Муклевича» удастся обнаружить на дне ещё что-либо ценное, важное для сохранения памяти.

Анна ВИХРОВА

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»