×

Кто там самый крутой на глубине?

 Кто там самый крутой на глубине?

Наш хороший знакомый Петер Сучий (Peter Suciu) решил в очередной раз повеселить весь мир своими познаниями в подводных лодках, вооруженных крылатыми ракетами, по нашей классификации ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми, несколько коряво, но не нами придумано) и создал некий топ-5 этих подводных лодок, как мы понимаем, по своей версии.

Учитывая, что мы все еще часть этого мира, и в этом топе присутствуют и наши лодки, позволим себе с чем-то не согласиться и прокомментировать соответствующим образом.

Наверное, стоит начать с того, что дружище Петер в своем рейтинге смешал два класса: реальных носителей крылатых ракет и ударные атомные подводные лодки, у которых несколько иные задачи.

«5 лучших ударных подводных лодок, доминирующих в современных военно-морских силах
Путаница возникает из-за того, что некоторые ударные подводные лодки могут быть вооружены крылатыми ракетами, которые расширяют их возможности по нанесению ударов по наземным целям. Более того, в советском и российском военно-морских флотах использовался термин «многоцелевые подводные лодки».

Атомные подводные лодки, основным (подчеркиваю) оружием которые являются крылатые ракеты — это плавучие подводные носители высокоточного оружия, способные поддержать наземные войска за несколько сотен километров от места ведения боевых действий. Примерно, как наши ракетные корабли Каспийской флотилии помогали войскам в Сирии, только из-под воды. И действительно, эти лодки способны оказывать существенное влияние на ход боевых действий, потому что, если взять ту же переделанную «Огайо», которая вместо 24 МБР «Трайдент-2» теперь несет 150 «Томагавков». Это, знаете ли, Залп с большой буквы.

Запомним: основные цели ПЛАРК – на земле.

 Кто там самый крутой на глубине?

Что касается атомных ударных субмарин, то их основные цели как раз под водой и на воде. Главные – как раз ракетные лодки стратегического назначения (РПКСН) и упомянутые уже ПЛАРК. Вот ради уничтожения этих кораблей и создавались ударные подводные лодки с их главным оружием – дальнобойными гидролокаторами и управляемыми торпедами.

Да, развитие техники привело к тому, что теперь в торпедный аппарат запросто можно зарядить крылатую противокорабельную ракету и передать из-под воды привет авианосцу. Но это все-таки вторичное вооружение.

Учитывая, что господин Сучиу просто взял и смешал представителей обеих классов, что с них взять, с сухопутных американцев, они на флот.ру не заходят и бескозырок не носят, потому простим и исправим.

Итак, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.

В мире сегодня насчитывается всего четыре класса «чистых» носителей крылатых ракет. Устраивать между ними соревнование сложно просто потому, что есть лодки, и есть… лодки похуже.

Подводная лодка класса «Огайо»

 Кто там самый крутой на глубине?

Несомненно, это самая опасная из всех лодок этого класса. И самая большая. 170 метров длины и 18 750 тонн водоизмещения.

Естественно, речь идет о четырех лодках проекта, которые были переделаны из стратегических подводных лодок в носители крылатых ракет. Не самая быстрая из существующих АПЛ, что над, что под водой, но «Огайо» берет тем устрашающим боекомплектом, который позволяет ей решать самые разные боевые задачи, ведь 154 КР «Томагавк», размещенные в бывших пусковых шахтах МБР «Трайдент» — это много.

 Кто там самый крутой на глубине?

Но для «Томагавков» задействованы 22 трубы из 24-х. Две оставшиеся используются как шлюзовые камеры для выброса подводных пловцов или аппаратов специального назначения.

Лодки не новые. Переоборудованные в ПЛАРК лодки имеют возраст от 40 до 45 лет, это, конечно, не мало, но при должном уходе и обслуживании лодки продолжают оставаться очень опасным оружием.

По крайней мере, пока на их место не придут лодки класса «Колумбия».

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

 Кто там самый крутой на глубине?

Даже американец Петер признает, что «Ясень» в целом одна из лучших и опаснейших подводных лодок в мире. Отметив, что проект рождался долго, но зато как-то сразу вместо «Ясеня» в строй пошли «Ясень-М», которые отличались более современной начинкой и вооружением. И разница между «Северодвинском» и «Казанью» американцам не очень нравится.

В отличие от более старых подводных лодок, построенных в конце советского периода, лодки класса «Ясень-М» разрабатывались как многоцелевые суда, которые могли нести различное вооружение, в том числе самые современные гиперзвуковые крылатые ракеты большой дальности «Циркон». На них установлены десять торпедных аппаратов и восемь шахт для вертикального запуска крылатых ракет, и в качестве основного ударного вооружения подводные лодки также могут быть оснащены крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» (40 шт.) или «Оникс» (32 шт.).

«Казань» также оснащена системой вертикального запуска УКСК (3П-14Б), состоящей из модулей 8СМ-346, что открывает дальнейшие перспективы для новых видов вооружения.

Конечно, «Ясень» намного быстрее и тише, чем «Огайо», которая разрабатывалась в 60-70-х годах прошлого века. И пусть ракетных шахт на «Ясене» меньше, но здесь вопрос в том, что заряжено в них. И тут на нашей стороне более современные наработки, которые дают определенное преимущество.

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

 Кто там самый крутой на глубине?

С одной стороны, лодки не менее старые, чем «Огайо», с другой – половина из оставшихся на плаву «Антеев» проходит модернизацию по проекту 946АМ. В рамках этой модернизации противокорабельные сверхзвуковые семитонные чудовища П-700 «Гранит» (24 штуки) можно будет заменить на 72 ракеты типа «Оникс» или «Циркон».

П-700, ракета-ветеран, стоящая на вооружении уже более 40 лет, без сомнения, является проблемным для противника оружием несмотря на то, что ее сегодня легче и обнаружить, и перехватить. Но здесь как в случае с Х-22 «Буря»: если прилетит – то все. Бросай якоря, как говорится.

Модернизированные лодки также получат усовершенствованные боевые информационно-управляющие системы «Омнибус-М» и навигационные системы «Симфония-3.2», а также новую систему управления огнём, средства связи, гидроакустическое, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование. Замысел такой глобальной модернизации в том, чтобы «Антеи» встали на один технологический уровень с подводными лодками поколения класса «Ясень». И такое вполне может произойти.

Подводные лодки класса «Вирджиния»

 Кто там самый крутой на глубине?

Последний представитель класса ПЛАРК, новейшая подводная лодка ВМС США. Представляет собой весьма сбалансированное вооружение и сборник инноваций типа датчиков и камер вместо перископов, отсутствия гребного винта, который заменили водометы и все в таком духе. Очень технологичный корабль.

В плане вооружения тоже все прекрасно: 4 торпедных аппарата, в которые запросто можно зарядить ПКР «Гарпун» и 12 пусковых труб для «Томагавков». А начиная с модификации Блок V на лодках будет монтироваться новая пусковая система VPM на 28 ракет «Томагавк» в средней части лодки, что вместе с пусковыми VPT составит уже внушительную цифру залпа в 40 ракет.

Вообще лодка производит впечатление весьма удачной конструкции, но, если сравнивать с российскими аналогами – уступает по вооружению. Зато «Вирджинии» у американцев получается клепать как горячие пирожки, чего не сказать о наших корабелах. По крайней мере, за 24 года флот США получил 24 АПЛ класса «Вирджиния», что суммарно дает такой залп, какой не снился нашим подводным лодкам.

А если учесть, что в районе 2030 года или чуть позже планируется появление подкласса «Улучшенная «Вирджиния», то однозначно у лодки большие перспективы.

Собственно, вот и все четыре представителя класса ПЛАРК в мире. Как сделать из этого Топ-5? Естественно, как дружище Питер, добавив туда лодки, не имеющие никакого отношения к ПЛАРК. Кто лучший в этом классе? Каждый запросто сможет сделать выводы, посмотрев на цифры.

 Кто там самый крутой на глубине?

Из цифр очевидно, что в плане механизации и автоматизации, а также ТТХ, лидирует «Ясень». Лодка быстрее конкурентов, ныряет глубже. Вопрос малошумности открыт, но это не самый важный вопрос при современных методах обнаружения, хотя тут есть о чем поспорить.

Вопрос применения в плане удара по наземным объектам, все тоже довольно интересно.

 Кто там самый крутой на глубине?

4 «Огайо» дают суммарный залп в 616 ракет.
24 «Вирджинии» выпустят 288 ракет.
5 «Ясеней» выстрелят 160 «Ониксов» или 200 «Калибров».
8 модернизированных «Атлантов» 949АМ запустят 576 «Ониксов».

Что серьезнее, 904 «Томагавка» или 736 «Ониксов»? «Топор» — хорошая ракета, но – дозвуковая, а потому легко обнаруживается и перехватывается. В отличие от «Оникса», который, как показала украинская практика, вообще не перехватывается современными ЗРК НАТО. Пока, по крайней мере. Так что в этом плане численное преимущество американских лодок не так чувствительно, как кажется.

Поэтому в плане эффективности применения российские лодки смотрятся несколько выгоднее. Конечно, у американцев есть свои преимущества, вроде более продвинутых гидролокаторов. Однако первоочередная задача ПЛАРКов – выйти на позицию и снести на земле (или воде) все, что необходимо.

Кто лучше – решать вам.

 Кто там самый крутой на глубине?

Теперь перейдем ко второй части, куда, собственно, Питер Сучиу решил засунуть ПЛАРКи, потому что ударные подводные лодки тоже могут выпускать крылатые ракеты.

Что такое атомная ударная подводная лодка?

 Кто там самый крутой на глубине?

В первую очередь – это оружие противодействия РПКСН с баллистическими ракетами и ПЛАРК с крылатыми. Причем – ничуть не менее эффективное, чем противолодочный корабль с вертолетами, а в чем-то и превосходящее надводные корабли. Атомная субмарина может неделями находится в районе патрулирования ничем себя не выдавая. И если лодка противника окажется в зоне действия гидролокатора и торпед лодки, у ее экипажа будут большие проблемы.

Конечно, торпеды и ракеты ударных атомных подводных лодок могут применяться и по надводным кораблям, но надо прекрасно отдавать себе отчет, что это должны быть за цели. Уровня тяжелого крейсера и авианосца, не меньше. Хотя и по эсминцу тоже можно влепить.

Сегодня более двух десятков стран используют ударные подводные лодки, но далеко не все их строят самостоятельно. В последнее время стало модно если не покупать, то брать в лизинг. Но мы посмотрим, что сегодня выходит в море и насколько эти лодки прекрасны и совершенны.

Проект 945A «Кондор»

 Кто там самый крутой на глубине?

Самые дорогие и глубоководные подводными лодками в составе ВМФ СССР и после ВМФ России. Эти лодки были специально разработаны для поиска и уничтожения американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

Лодки получились уникальными благодаря лёгким и прочным титановым корпусам с приличным зазором между легким и прочным корпусами. Это позволяло лодкам погружаться на большую глубину, а также снижало уровень излучаемого шума и повышало устойчивость к торпедным атакам.

На момент разработки «Кондоры» были на порядок сильнее американских противников, превосходя их по скорости и глубине погружения, и представляли бы серьёзную угрозу в случае боевых действий. Единственным минусом проекта можно считать малочисленность, всего было построено четыре лодки, две продолжают нести службу, а две находятся в резерве. Очень неплохо для лодок, произведенных в 80-х годах прошлого века.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

 Кто там самый крутой на глубине?

Смешно, но то, что у нас называют «Щукой», в НАТО носит имя «Акула». Кстати, западное именование будет поточнее, потому что лодка получилась далеко не ординарной.

Эту серию многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения можно считать полноценными родственниками лодок 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2001 годах «Щуки-Б» стали на долгое время основным типом многоцелевых атомных подводных лодок в российском флоте, практически до 2020-х годов, когда появились «Ясени».

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американской лодкой «Лос Анджелес», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». И сегодня в плане скрытности «Щука-Б» ничем не уступает более современным подводным лодкам.

Подводные лодки типа «Астьют»

 Кто там самый крутой на глубине?

Лодки, как ни крути, а самые современные в плане что возраста (в строю с 2010 года), что оснащения. Набиты множеством технологических новинок, в том числе вместо оптического перископа высокотехнологичная видеосистема, которая позволяет экипажу осматривать горизонт и получать обзор на 360 градусов.

Кроме того, в отличие от других атомных подводных лодок, в субмаринах класса «Астьют» используется самая современная (по мнению экспертов НАТО) противошумная обшивка. Каждый корпус покрыт 39 000 акустических плит, которые маскируют гидролокационное излучение судна и позволяют подводным лодкам перемещаться почти бесшумно.

Плюс самый современный комплекс РЭБ с новыми ложными целями от BAE Systems и вооружение из тяжёлых торпед «Спирфиш» и крылатые ракеты «Томагавк» последней модификации Block IV, которые способны поражать цели на дистанции до 1 600 км.

Причиной особой гордости британских инженеров является гидролокатор нового поколения, который более чем прекрасно зарекомендовал себя на учениях в поединках с американскими лодками класса «Вирджиния», одержав убедительные учебное, но победы.

Мощная и современная лодка, представляющая собой эффективное оружие.

А теперь поговорим о тех, кто точно не попадает в список лучших. Кто-то пока не попадает, а кто-то уже никогда в него не попадет.

Подводная лодка тип 093 (Китай)

 Кто там самый крутой на глубине?

Конечно, рассматривать китайские подводные лодки наравне с британскими или российскими – это делать очень большой комплимент. Однако, лодки Тип 093 уже становятся вполне боеспособными кораблями, имеющими помимо атомных реакторов и противошумное покрытие, и антивибрационное демпфирование, и водометный движитель, который немного увеличивает общую длину лодки, зато снижает уровень шумов.

В США Тип 093 классифицируется как подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК), однако многие эксперты ставят под сомнение возможность установок вертикального пуска, объясняя это очень коротким корпусом лодки по сравнению с аналогами.

Но в целом китайские лодки в лучшем случае могут держаться на уровне советских АПЛ из 80-х годов.

Подводные лодки класса «Сюффрен» (Франция)

 Кто там самый крутой на глубине?

Новейшие атомные подводные лодки, строительство которых началось в 2007 году, а первая встала в строй в 2020-м. Лодки перспективные и интересные, но пока проходят испытания, соответственно, кроме табличных данных опереться не на что. В общем – выводы делать рано.

Подводные лодки класса «Сивулф»

 Кто там самый крутой на глубине?

Подводные лодки класса «Сивулф» были спроектированные для борьбы с советскими подводными лодками с баллистическими ракетами и для замены устаревших подводных лодок класса «Лос-Анджелес», считаются лучшими из лучших лодок, созданных для этой цели.

Лодки имели модульную конструкцию, которая позволяла проводить последующие модернизации, в том числе устанавливать новое вооружение и более совершенные гидролокационные системы, и, таким образом, проект был «ориентирован на будущее». Лодки были весьма тихими, их бесшумная скорость составляла около 20 узлов, что даже сегодня весьма показательно, а уж в 1997 году и подавно.

Единственным недостатком лодок класса «Сивулф» была их непомерная цена, ставшая причиной отказа от постройки 26 лодок из 29 запланированных. 3,5 миллиарда долларов – это слишком много.

 Кто там самый крутой на глубине?

Вполне логично не рассматривать американские «Лос-Анджелесы», которые снимаются с вооружения, и пусть этих лодок и осталось 24 из 62, их полная отставка не за горами. Да к тому же II и III модификации этих лодок уже оснащались 12-трубной ПУ для «Томагавков», что сразу переводило лодку в ПЛАРК.

Так же не стоит тратить время на британский «Трафальгар», оставшийся в гордом одиночестве и тоже ждущий выхода на пенсию.

И российские (переданные по наследству) лодки проектов 671/РТ/РТМК, которых осталось 2 из 48 можно оставить в покое.

А китайским товарищам пожелать успеха в таком сложном и увлекательном деле, как игра в «догнать и перегнать» с законодателями мод подводного кораблестроения. Думаю, у них все получится.

Так что же у нас с вопросом «Кто лучший»?

 Кто там самый крутой на глубине?

Если говорить о подводных лодках с крылатыми ракетами (ПЛАРК), то в списке из четырех ПЛАРК явно лидирует российский «Ясень-М».

 Кто там самый крутой на глубине?

Российская лодка намного новее тех же «Огайо», введенных в строй 40+ лет назад, а что касается «Вирджиний», то они еще продолжают строиться и очень сложно сказать, какая из лодок лучше.

По некоторым параметрам «Ясень» явно превосходит «Вирджинию», а некоторые останутся за американцами, всегда бывшими впереди в плане тех же торпед. Что касается шумности, здесь стороны время от времени делали реверансы в сторону друг друга, хваля лодки потенциального противника и наглухо замолкая, когда речь шла о новейших работах в области гидролокации.

И сегодня очень сложно сделать вывод о том, что лучше – наш комплекс «Иртыш-Амфора» или массивы гидролокаторов OSA у американцев.

Поэтому «Ясень-М» и «Вирджиния» могли бы стоять на одной ступени пьедестала, но если задуматься над основными задачами ПЛАРК, то есть, поддержка сухопутных операций своими крылатыми ракетами, то более современные ракеты российского производства явно имеют преимущества перед «Томагавками». Так что лучшей платформой для доставки в точку пуска залпа крылатыми ракетами и нанесения противнику максимального ущерба, является «Ясень-М».

 Кто там самый крутой на глубине?

Что касается ударных многоцелевых атомных подводных лодок, основной целью которых является поиск и уничтожение РПКСН и ПЛАРК, то здесь, увы, ни лодки проекта 971, ни 945 даже при всех усилиях по модернизации лодок, нет полной уверенности в том, что они смогут быть конкурентными. Все-таки лодки родом из 80-х и 90-х годов прошлого века со всеми вытекающими.

Модернизации проводятся, но медленно. Та же К-461 «Волк» 1991 года постройки, встала на ремонт в 2014 году, а окончание ремонта и модернизации предполагается в 2028-м.

В то же время вызывают опасения возможности новейших британских и французских лодок, особенно «Астьюта», данные о которой более-менее доступны. «Сюффрену» все-таки придется не просто пройти до конца весь цикл испытаний, но и прослужить какое-то время.

«Астьют» уже показал свои возможности, пусть показанное не понравилось американским союзникам, привыкшими быть везде и во всем первыми, но факт: лодка получилась удачной и перспективной. И в общем хорошо, что британцы не строят лодки в количествах, сопоставимых с американскими.

 Кто там самый крутой на глубине?

Французской лодке еще предстоит показать свои достоинства и устранить недостатки, которые (судя по «Шарлю де Голлю») будут в достаточных количествах.

В то же время российским лодкам предстоит пройти долгий путь от кульмана до стапеля, поскольку все, что может пока выставить российский флот в плане охоты за американскими ракетоносцами – это старые, путь и модернизированные лодки Советского Союза, возраст которых перевалил за 30 лет.

Однако, успешные работы по созданию «Ясеня» и его модернизации в «Ясень-М», а также создание РПКСН «Борей» внушают уверенность в том, что рано или поздно, но на охоту за американскими лодками выйдет новая российская. Конечно, лучше раньше. Понятно, что это работа не на один год для огромного количества людей, но путь в тысячу ли начинается с одного шага, как говорили наши соседи.

Вот такое получилось размышление. Совершенно не похожее на творение Петера Сучиу, но что поделать. По крайней мере, не пришлось все сваливать в одну кучу, как это делают американцы. Вообще, подводные лодки – это очень тонкие штуки, с ними нельзя, как с рагу по-техасски. Их надо уважать.
Источник

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»