×

Лётчик-инструктор – медсестра – шофёр – бомбёр – штурмовик

Этапы жизненного пути женщины, ставшей легендой штурмовой авиации.

Лётчик-инструктор – медсестра – шофёр – бомбёр – штурмовик

В годы Великой Отечественной войны 2271 советскому авиатору присвоено звание Героя Советского Союза. В их числе: лётчиков штурмовой авиации — 860, истребительной — 836, бомбардировочной — 203. В числе Героев Советского Союза 30 женщин-авиаторов, из них две громили врага на Ил-2. Одна из этих героинь – лейтенант Тамара Константинова. Её биография сама по себе уже великолепная основа для патриотического блокбастера с элементами драмы, боевика, комедии. Дело за малым – дождаться талантливого режиссёра, способного снять фильм о судьбе женщины-воина.

Закалка характера
7 ноября 1919 года в деревне Нигерёво Лихославльского района Тверской области в семье крестьянина Константинова родилась дочь Тамара. В 1924 году семья переехала в город Тверь (с 1931 по 1990 год Калинин).
В 1936 году, окончив девять классов средней школы, она поступила в горный техникум в городе Скопине Рязанской области. Влюбилась, вышла замуж за машиниста Василия Лазарева. Проучилась полгода, когда скоропостижно скончался отец. Надо было помогать деньгами матери-инвалиду, у которой в Калинине на содержании осталось двое детей. Тамара работала в Скопине, но у неё и мужа осталась тяга к учёбе, которая реализовалась через лозунг «Комсомолец – на самолёт!». По вечерам учились в Скопинском аэроклубе, постигая авиационные азы на планёре. В это же время «заболел небом» её брат Владимир. Он поступил во 2-е Чкаловское авиационное училище штурманов (Оренбург).
Тамара с мужем и дочкой вернулась к маме. В 1940 году она вместе с супругом в Калининском аэроклубе успешно освоила У-2. Мужа для дальнейшего обучения направили в Батайскую истребительную авиашколу, а она после обучения на специальных курсах стала работать в аэроклубе лётчиком-инструктором.
После начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, аэроклуб закрыли, авиатехнику передали в войска. Муж оформил жене вызов в Батайск. Она прошла обучение на курсах медсестёр и стала работать в авиационном госпитале. Война разлучила семейную пару. Василия направили на фронт под Ленинград.
После освобождения Калинина Тамара эвакуировала больную мать с сестрой и дочкой в Башкирию. Там в конце 1942 года она получила вызов в Пермь, где в военном госпитале в тяжёлом состоянии с обширными ожогами, полученными при падении на истребителе ЛаГГ-3, находился на лечении её муж. Три месяца она вместе с врачами боролась за его жизнь. Этот бой она проиграла 4 марта 1943 года.

«Рус-фанер»
11 марта 1943 года после смерти мужа Тамара пошла добровольцем на фронт. Вот только её лётные навыки оказались невостребованными. Молодую вдову выручила смекалка. Она отправилась служить шофёром на полуторке в 10-ю отдельную роту связи 14-й Воздушной армии (ВА). С 18 марта в действующей армии. Подвоз материально-технических средств и ежедневный поиск возможности перейти на лётную работу. В августе такой шанс ей представился.
После проверки техники пилотирования её зачислили лётчиком на У-2 в 554-ю отдельную авиационную эскадрилью 14-й ВА Волховского фронта. Вскоре эскадрилью расформировали, а хорошо зарекомендовавшую себя Константинову направили в 386-й ночной бомбардировочный авиационный полк. «Ночная ведьма», как говорится, служба не для слабонервных. К тому времени оккупанты уже в полной мере испытали на себе весь ужас ночных бомбовых ударов от самолётов, поначалу презрительно названных «Рус-фанер».
– В любую погоду они летают пять-шесть раз в ночь, они летают всюду, куда им прикажут, – в материале «Рус-фанер» писал корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов. – …Каждую ночь один маленький «Рус-фанер» сбрасывает полторы тонны бомб. Иногда он не отстаёт в этом от тяжёлого бомбардировщика, а иногда даже обгоняет его.
Однако Тамара мечтала о более суровом воздаянии врагу по собственному личному счёту и добилась перевода на Ил-2.

Константинова за восемь месяцев на Ил-2 с общим налётом 68 часов выполнила 66 боевых вылетов

Лётчик-инструктор – медсестра – шофёр – бомбёр – штурмовик

Курносый экипаж
После переучивания на Ил-2 в 15-м учебно-тренировочном авиационном полку её направили служить в 566-й штурмовой авиационный полк. Стрелком-радистом в экипаже Константиновой стала старшина Шура Мукосеева. Забегая вперёд, надо отметить: в полку они получили уважительное прозвище курносый экипаж.
24 июля 1943 года – первый боевой вылет. Шестёрка Ил-2 идёт на авиаудар в район Сиргала, где скопилось много живой силы и техники врага. Штурмовик, пилотируемый Константиновой, занимает в группе место замыкающего. Здесь каждый молодой штурмовик сдавал самый суровый жизненный экзамен: отстанешь от группы – собьют, неправильно сманеврируешь – собьют, разрушишь строй… не побьют, а весьма сурово свои отчитают. Тамара сдала этот экзамен на отлично. Под сильным огнём зенитной артиллерии проявила храбрость, мужество и отвагу. Умело выполняя противозенитный манёвр, очень точно отработала по назначенным целям.
Второй боевой вылет – такой же успешный результат по наземным целям и отражение атак истребителей Ме-109.
1 августа – третий боевой стал рубиконом в карьере лётчика-штурмовика. Перед началом наступления её включили в состав группы огневого прикрытия Ил-2, выполнявшего задачу по фоторазведке переднего края линии фронта. Истребители не подпустили к нашему разведчику вражеских стервятников, а в боевом активе Тамары – три выявленных и уничтоженных орудия зенитной артиллерии. За этот подвиг её представили к ордену Красной Звезды.
Через два месяца после ещё 24 высокоэффективных боевых вылетов старшего лётчика – младшего лейтенанта Константинову представили к ордену Красного Знамени и назначили на должность командира звена.
В декабре 1944 года результативного лётчика переводят в 999-й штурмовой авиационный Таллиннский полк на должность заместителя командира эскадрильи – штурмана. В новой должности за два месяца она выполнила 22 боевых вылета на штурмовку наземных целей. При этом лейтенант Константинова обеспечила снижение боевых потерь штурмовиков за счёт грамотного планирования маршрутов полёта и участия в распределении целей. Итог – представлена ко второму ордену Красного Знамени.
Столь стремительный служебный рост сопровождался выполнением всё более сложных и ответственных заданий командования. В полной мере лётные и командирские навыки Тамара проявила в ходе стратегической Восточно-Прусской наступательной операции. К марту 1945 года за восемь месяцев на Ил-2 с общим налётом 68 часов она выполнила 66 боевых вылетов на штурмовку оборонительных сооружений, скоплений войск противника. В Восточной Пруссии Тамара Фёдоровна за три месяца меткими штурмовыми ударами уничтожила и повредила 25 орудий и миномётов противника, 18 зенитных орудий и другую боевую технику.
29 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом стойкость, мужество и героизм лейтенанту Константиновой Тамаре Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Она стала первой женщиной, летавшей на Ил-2 и удостоенной столь высокой награды.
Кстати, на год раньше такое же звание присвоили её брату Владимиру, который проходил небесные дороги войны на У-2 (По-2) в ночном бомбардировочном авиаполку в должности штурмана и в 1944 году переучившийся на лётчика.
После войны, в 1946 году, старший лейтенант Константинова ушла в запас. Жила в Воронеже. Летала на По-2 по местным воздушным линиям, но после аварии из-за полученных травм списана с лётной работы. Тамара Фёдоровна поступила на предприятие, была бригадиром. Потом её избрали председателем заводского комитета профсоюза. В 1954 году она поступила в вечернюю школу, после этого – в Воронежскую высшую областную партшколу. По её окончании Константинова назначена заместителем заведующего Воронежским отделом социального обеспечения. Для дальнейшей успешной работы пришлось поступить на заочное отделение Московского планово-экономического института, который благополучно окончила в 1965 году. Она вела большую общественную и военно-патриотическую работу.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»