×

Лучший главком советских ВВС

В истории отечественной авиации особое место принадлежит участнику Великой Отечественной войны дважды Герою Советского Союза Павлу Степановичу Кутахову.

Лучший главком советских ВВС

16 августа этого года исполнилось 110 лет со дня рождения заслуженного военного лётчика СССР главнокомандующего Военно-воздушными силами в 1969–1984 годы Главного маршала авиации Павла Кутахова. Именно при этом главкоме ВВС обрели тот огромный потенциал, значение которого проявляется и спустя многие десятилетия.

Президент Союза авиационного двигателестроения России доктор технических наук Виктор Чуйко так оценивает вклад Главного маршала авиации Павла Кутахова в оснащение советских ВВС новейшей техникой: «Высочайшая роль Павла Степановича Кутахова в том, что он смог органично включить в уже существующую целостную систему дополнительные звенья, а главное, организовать теснейшее взаимодействие внутри неё, что в совокупности позволило вывести работу системы на новый, более высокий уровень. Этот уровень позволял не только удовлетворять запросы Военно-воздушных сил в новой авиационной технике на текущий момент, но и, самое главное, работать как на ближайшую, так и дальнейшую перспективу».
При Кутахове при его активном личном участии был достигнут высочайший уровень взаимопонимания между представителями ВВС и Министерства авиационной промышленности. Этому во многом способствовали регулярные, не реже одного раза в месяц, поездки главкома в конструкторские бюро, на заводы авиационной промышленности, а также личные встречи с генеральными конструкторами, министрами, руководителями заводов и даже с рабочими. Во время бесед решающую роль играл талант главкома общаться с людьми. Его умение ярко и убедительно доказывать исключительную важность обсуждаемого вопроса, вдохновлять на плодотворную, ударную работу, на воплощение просто фантастических, на первый взгляд, замыслов. При этом был обязательный строгий контроль над каждым принятым решением. В результате Павел Степанович сам стал одним из важнейших звеньев системы, при его личном участии работающей безотказно и на полную мощность.
Виктор Чуйко вспоминал: «…Я неоднократно бывал с ним на заводах по производству самолётных двигателей, это была действительно система. Примерно раз в неделю он обязательно посещал какой-либо завод. Хочу отметить – это были деловые поездки. Главком лично ходил по цехам, обязательно бывал в сборочном. Особое внимание уделял тем цехам, где, по поступившей информации, были допущены отклонения при изготовлении деталей. Он считал эти посещения необходимыми не столько с технической точки зрения, сколько с моральной стороны. И действительно, люди видели его участие и чувствовали его тревогу за их общее дело, старались изо всех сил делать всё, чтобы не подвести этого простого и в то же время великого человека».
Согласно свидетельству очевидцев, по прибытии в Государственный научно-испытательный институт ВВС в Ахтубинске Павел Степанович всегда подолгу беседовал с руководством института. Обсуждал существующие проблемы, принимал решения и строго следил за их реализацией. Очень характерным является следующий пример. Благодаря интенсивным, настойчивым действиям главкома высказанная ему в 1970 году идея начальника этого института генерал-полковника авиации И.Д. Гайдаенко (однополчанина Павла Степановича во время Великой Отечественной войны) и его заместителя генерал-лейтенанта авиации С.А. Микояна открытия военной школы лётчиков-испытателей была реализована. В сентябре 1972 года в институте началось формирование Центра подготовки лётчиков-испытателей, и уже 18 октября следующего года 22 слушателя первого набора приступили к занятиям.
В соответствии с установленным регламентом один раз в месяц главкомом проводилось расширенное совещание по вопросам хода испытаний новой авиатехники. Для участия в них Павел Степанович обязательно приглашал генеральных конструкторов самолётов, руководителей предприятий-смежников и министров.
В воспоминаниях одного из представителей первого выпуска Центра подготовки лётчиков-испытателей Героя Российской Федерации генерал-майора авиации Виктора Чиркина, включённого в 1976 году в группу сопровождения самолёта Су-27, указывается, что идеей главкома было подключение на самом раннем этапе к полётам на новом, только что созданном самолёте военных лётчиков-испытателей. В 1978 году В.  Чиркин выполнил четыре полёта на аэродроме Жуковский в ЛИИ имени М.М. Громова на самолёте Су-27 (тогда он назывался Т-10).
По словам Виктора Чиркина, Павел Степанович Кутахов уделял очень много внимания и времени становлению этого истребителя. «Под таким же пристальным вниманием находились и другие машины, – вспоминал он. – Ведь в это время зарождался не только Су-27, но и всё, на чём сейчас летают и воюют, – это и МиГ-29, и Ту-160, и А-50. И вообще, было очень много машин, которые, можно сказать, родились по запросу ВВС под его личным контролем. Скажу откровенно: больше никто из главкомов, кроме Павла Степановича Кутахова, такого пристального внимания развитию новой техники не уделял». До сих пор основу российских ВВС составляют те самолёты (или их базовые прототипы), которые были разработаны и в большей своей части приняты на вооружение именно при Главном маршале авиации Кутахове.
Павел Степанович обладал прекрасными организаторскими способностями и целеустремлённым характером, был способен решать многие задачи и добиваться поставленных целей. Однако иногда обстоятельства были сильнее его, но даже в этих случаях он делал всё возможное…
Об одном из таких примеров в своих воспоминаниях рассказал генеральный конструктор дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов: «Запомнилась горячая поддержка П.С. Кутаховым и инженером, заместителем главнокомандующего по вооружениям генерал-полковником М.Н. Мишуком нового и, с моей точки зрения, весьма эффективного штурмовика Ил-102, который в течение двух десятков лет создавался в нашем ОКБ полулегально, без официального использования на него каких-либо средств, но он не пришёлся по душе Д.Ф. Ус­тинову…
Павел Степанович Кутахов дважды, я подчёркиваю это, выступал с хорошо аргументированной и, пожалуй, даже страстной поддержкой продолжения работы по Ил-102. Второй раз попытка Павла Степановича была жёстко прервана устиновским приказом:
– Я как министр вас слова лишаю. Садитесь.
Всё закончилось. Я подошёл к Павлу Степановичу и поблагодарил его за личное мужество. Мало кто из военачальников мог себе позволить такой разговор с всесильным министром…»
П.С. Кутахов был принципиален и смел при отстаивании интересов ВВС в обсуждениях вопросов с первыми лицами государства. Он мог вступить в спор и с А.А. Гречко, и с Д.Ф. Устиновым, и с Л.И. Брежневым.
Глубоко понимая значимость своевременного оснащения строевых частей новой авиационной техникой и вооружением, Павел Степанович Кутахов старался найти и использовать любые возможности сокращения времени между созданием новых образцов и принятием их на вооружение. С этой целью стали создаваться государственные комиссии по отдельным типам летательных аппаратов. Комиссии обладали расширенными полномочиями в решении проблемных вопросов, в том числе и в распределении денежных средств между КБ и предприятиями. Во главе таких комиссий стояли «три Степаныча»: председатель Павел Степанович Кутахов и его заместители Иван Степанович Силаев (Министерство авиационной промышленности) и Пётр Степанович Плешаков (Министерство радиопромышленности).
Первыми на этих комиссиях всегда докладывали ведущие инженеры, среди которых часто были молодые офицеры в воинском звании капитана. При возникновении нерешённых проблем комиссия работала до их полного разрешения и установления сроков повторного заслушивания. Именно в то время главкомом было принято решение о проведении совместных государственных испытаний представителями МАП и ВВС. Первые занимались доводкой конструкций, вторые – испытаниями по программам завершающего этапа создания авиатехники перед принятием её на вооружение. Всё это не только сокращало сроки, но и вело к существенной экономии государственных средств.
Активное участие главкома в создании авиационной техники не заканчивалось подписанием им акта о завершении государственных испытаний. Павел Степанович прекрасно знал о том, что первые серийные образцы новых машин, поступившие в войска, будут достаточно «сырые» и потребуется серьёзная доводка. Для ускоренного и качественного их использования по боевому предназначению в строевых частях нужна была чёткая объективная информация о любых недостатках, выявленных в процессе первичного освоения техники лётным и инженерно-техническим составом.
Главком лично выбирал полк, в который и поставлялись первые новейшие серийные летательные аппараты, и он становился лидером по их освоению. Впоследствии Павел Степанович с группой специалистов и офицеров Главного штаба ВВС регулярно посещал данный полк и обстоятельно беседовал с лётным и инженерно-техническим составом, подробно останавливаясь на проблемах и выявленных недостатках для принятия мер по их устра­нению.

Главком лично выбирал полк, в который и поставлялись первые новейшие серийные летательные аппараты, и он становился лидером по их освоению

Лучший главком советских ВВС

Главком ВВС П.С. Кутахов любил бывать у лётчиков 95-й истребительной авиационной дивизии в Белорусском военном округе.

В одном из источников удалось найти описание начала работ в рамках развития системы управления авиацией. Приведу выдержку из него: «У главкома ВВС Павла Кутахова была мечта: он хотел иметь на вооружении систему управления авиацией на поле боя… Требования к разработке просто заоблачные, она должна была давать полную информацию о точном расположении всех радиолокационных средств противника на глубину в сотни километров от линии фронта и в ширину по фронту. Командиры, обладающие этой системой управления, имели бы возможность определять местоположение как своих самолётов, так и вражеских».
Но это ещё не всё. Главный маршал авиации хотел, чтобы учёные-оборонщики научили систему передавать координаты своим самолётам и наводить их на цели в ходе боя, а наземным комплексам указывать вражеские объекты в глубине обороны противника. Всё это должно было выполняться с высокой точностью и в реальном времени…
Тогда же начался процесс создания такой системы на базе самолёта Ан-72 с большой круглой антенной, установленной на киле самолёта с обратной стреловидностью. Такая система была создана и прошла испытания. Однако широкого применения она не получила, а более полно идеи главкома были реализованы в авиационном комплексе радиолокационного дозора и наведения А-50 на базе самолёта Ил-76.
Некоторые подробности завершающего этапа испытаний АКРДН и участия в них Кутахова описаны в воспоминаниях заслуженного военного лётчика СССР Николая Москвителева:
«Первый самолёт А-50 с большими трудностями доводился в Североморске и был предъявлен комиссии в очень сыром виде. На совещание, приуроченное к подписанию акта о приёмке названного изделия, прибыли министры Министерства авиационной промышленности – И.С. Силаев, Министерства радиопромышленности – П.С. Плешаков, Министерства промышленности средств связи – Э.К. Первышин. Все министры активно «нажимают»: всё доделаем, надо обязательно поскорее машину принять, подписать бумаги.
После доклада главного конструктора и сдатчика от ГНИКИ ВВС (Ахтубинск) все стали готовиться к подписанию. Маршал толкает меня в бок (сидели рядом): «Иди докладывай – тебе принимать и отвечать!»
Выхожу к схемам и решительно заявляю: «Самолёт к сдаче не готов, подписывать акт не буду!»
Выслушав от министров и их помощников грозные возражения, предлагаю завтра вылететь в Североморск (погода позволяет), поднять А-50 и две эскадрильи истребителей. «Сами реально убедитесь, чего стоит А-50…» По залу разливается тишина…
Объявляется перерыв, после которого никого из присутствующих министров на местах в зале заседания не оказывается. Маршал Кутахов при всех крепко пожал мне руку: «Так держать».
Уже через день в Северодвинске появилась квалифицированная команда доработчиков, которые в двухмесячный срок довели машину до относительно работоспособного состояния. Акт о приёмке был подписан».
…Время неумолимо движется вперёд. Однако чем дальше от нас период службы Главного маршала авиации Павла Кутахова и эпоха грандиозных изменений в оснащении боевой авиации новейшими образцами авиационной техники и вооружения, тем больше события предоставляют доказательств тому, что то был лучший главком советских ВВС.
И в завершение подчеркну: именно при главкоме П.С. Кутахове были разработаны самолёты третьего поколения и развёрнуто строительство машин четвёртого поколения. МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-17, Су-27, Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160… То был золотой век в истории боевой авиации СССР.

Владимир ШТОКАЛО

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»