×

Магистраль длиной в полвека

Военнослужащие железнодорожных войск Восточного военного округа отмечают 50-летие начала строительства БАМа.

Магистраль длиной в полвека

Летом 2024 года на всём полигоне Байкало-Амурской магистрали протяжённостью более четырёх тысяч километров шумно и неспокойно. Согласно Указу Президента России Владимира Путина в стране отмечают полувековой юбилей БАМа. По трассе с запада и востока идут спецпоезда с ветеранами Байкало-Амурской магистрали, на всех станциях чествуют строителей, путейцев, машинистов, вагонников…

Важная дата

Сейчас БАМ и Транссиб в разговорах грузоотправителей, железнодорожников, руководителей всех уровней объединены для простоты в единое понятие – «Восточный полигон».

На восток и на запад грузы идут сплошным потоком, морские и речные порты работают с предельным напряжением, противостоя незаконно введённым санкциям против нашей экономики и нашей страны. И в этих непростых условиях проводится отсыпка щебнем под насыпь, укладывается рельсошпальная решётка, ведётся электрификация, монтируются системы централизованной блокировки и связи… Отдельная тема – реконструкция мостов и тоннелей, которых на БАМе более четырёх тысяч.
Северное лето – горячая пора на магистрали и для подразделений воинов-железнодорожников, которые работают на укладке второй нитки рельсов, электрификации БАМа, строительстве новых социальных объектов.
Практически с начала строительства генподрядчиком на ряде участков выступали подразделения Железнодорожных войск, например штаб одного из задействованных корпусов располагался в Чегдомыне, а три брига­ды были дислоцированы в Алонке, Ургале и Постышеве.
Воины-железнодорожники выполняли отсыпку земляного полотна, укладку рельсошпальной решётки, возведение небольших мостов и водопропускных труб. Работа была очень объёмная, трудная, в голове укладки навстречу друг другу шли два путеукладчика, солдаты-срочники и их командиры-лейтенанты жили в палатках и вагончиках посреди тайги, марей и болот.
И сегодня железнодорожные войска ВВО вносят значимый вклад в развитие этой трассы. В рамках второго этапа развития Восточного полигона с начала строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали ими были выполнены земляные работы объёмом порядка 4 млн м3, в том числе произведены профильные работы, включающие вырезку слабых грунтов, отсыпку, устройство охлаждающих и укрепляющих конструкций, строительство водоотвод­ных сооружений. В прошлом году завершено обустройство насыпи под укладку железнодорожного полотна на восьми объектах и открыто рабочее движение поездов на пяти участках протяжённостью 24 километра 600 метров.
Байкало-Амурская магистраль считается самым сложным и ответственным участком сети железных дорог России, поэтому участие в её строительстве – это получение ценного опыта в решении важнейших государственных задач. В целях обретения практических навыков в строительстве принимают участие курсанты военных учебных центров.
Стоит отметить, что строительство БАМа проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты. Несмотря на это, военнослужащие группировки железнодорожных войск ВВО ежедневно с опережением графика решают поставленные задачи.
В год празднования 50-летия Байкало-Амурской магистрали военные железнодорожники приняли участие в возведении переправы через Зейское водохранилище, которая организована для перевозки скального грунта на объекты строительства. Кроме того, выполняются работы по сооружению земляного полотна, планировочные работы, разработка карьеров, добыча скального грунта различных фракций и его отсыпка в тело насыпи, укладка рельсошпальной решётки и другие.
Минобороны принимает участие в реконструкции восточной ветки БАМа по поручению Президента России – Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ Владимира Путина. Железнодорожным войскам поручен самый сложный участок на БАМе – от станции Улак до станции Февральск протяжённостью 340 километров.

Магистраль длиной в полвека

К истокам события
Дата празднования юбилея – 8 июля – выбрана не случайно, ведь именно в этот день полвека назад вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Как рассказал корреспонденту «Красной звезды» бывший командир 39-й отдельной железнодорожной бригады, награждённой Вымпелом министра обороны СССР «За мужество и высокий трудовой героизм, проявленные при строительстве БАМа», Герой Социалистического Труда генерал-полковник Григорий Когатько, руководством страны строительство восточной ветки БАМа от Тынды до Комсомольска-на-Амуре протяжённостью главного пути 1475 километров и 535 километров станционных путей было поручено Железнодорожным войскам.
Такой грандиозной задачи ранее они ещё не получали. В месте строительства отсутствовали железнодорожные соединения и части, а сама трасса должна была пройти в зоне вечной мерзлоты через вековую тайгу, горы и множество рек.
В Главном управлении Железнодорожных войск разработали специальный план, согласно которому военным специалистам предстояло построить 1248 мостов, в том числе 345 больших общей протяжённостью свыше 40 километров, проложить 1518 километров кабельных линий связи, а также выполнить земляные работы объёмом более 220 млн м3. В подготовленном для военных железнодорожников задании были строительство и реконструкция 25 станций и 23 посёлков при них, 23 школ на 10 тысяч учащихся, 22 детских садов, 6 больниц, 23 котельных с водозаборами и насосными станциями. Кроме того, необходимо было проложить 400 км сетей водопровода, теплоснабжения, канализации, построить 6 локомотивных депо и много других служебно-технических зданий общим объёмом более миллиона квадратных метров.
По количеству строительных работ, разнообразию инженерных сооружений и смелости технической мысли БАМ представлял явление уникальное, какого до этого ещё не было в мировой истории железнодорожного строительства. Магистраль протяжённостью 4300 километров должна была пересечь три часовых пояса и шесть российских регионов от Иркутской области до Хабаровского края.
Справедливости ради стоит отметить, что строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали тогда несколько опередило вышеназванные документы. Первый всесоюзный ударный комсомольский отряд отправился на БАМ в последний день XVII съезда ВЛКСМ ещё 27 апреля 1974 года. Стройка века объединила судьбы более двух миллионов бамовцев, среди которых были и люди в военной форме.
Осенью 1974 года к местам создания опорных пунктов для строительства жилья, бытовых и культурных объектов через болота и скалы направились десанты военных железнодорожников. Сюда же стали завозить технику, стройматериалы и всё необходимое для работы и проживания личного состава. В то же время прокладывались временные автомобильные дороги-зимники.
Интенсивность старта строительства объяснялась географическими и климатическими особенностями региона. Сопки, болота, аномальные температуры и зона вечной мерзлоты. Весь комплекс подготовительных работ требовалось провести в сжатые сроки до наступления весенней распутицы.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что с поставленной задачей военные железнодорожники справились успешно. Потому и присутствие этих людей на недавней встрече Президента России Владимира Путина с ветеранами – строителями Байкало-Амурской магистрали в Кремле стало логичным и закономерным. Вручая высокие правительственные награды, глава государства адресовал им и всем военным железнодорожникам, строившим и продолжающим сейчас модернизацию стройки века, самые тёплые и искренние слова благодарности.

Упорство и труд
Начатое силами каторжан довоенное строительство Байкало-Амурской магистрали в ХХI веке обрело второе дыхание. Большая роль в нём была отведена военнослужащим. Если в 1974 году вместе с ними «за туманом и за запахом тайги» отправились комсомольцы со всего Советского Союза, то с апреля 2021-го главным и основным локомотивом всей реконструкции участка Улак – Февральск в Амурской области выступили военные железнодорожники.
В восьмидесятых годах прошлого столетия в стройке века были задействованы два железнодорожных корпуса, которые уложили около 1,5 тысячи километров главного железнодорожного пути. В этот раз строить БАМ отправились все 10 железнодорожных бригад Минис­терства обороны. Сейчас на восточной ветке задействовано около 1700 военно­служащих и почти 900 единиц автомобильной и специальной техники.
Их фронт работ – 339 километров железнодорожного пути на самом сложном участке БАМа, пролегающем по вечной мерзлоте и болотистой местности параллельно с уже существующей трассой. Дело в том, что основная часть Байкало-Амурской магистрали – одноколейная, поэтому военным специалистам необходимо как можно быстрее построить вторую колею и сделать перегоны между разъездами. После соединения новых участков БАМа со старой веткой поезда пойдут по двум направлениям одновременно.
Ранее на БАМе такие отрезки трассы были наперечёт. Военным строителям в XXI века предстоит возвести 19 объектов: 9 разъездов, столько же двухпутных вставок и один второй главный путь. С апреля 2021-го они ведут работы на всей протяжённости восточной ветки БАМа на участке от станции Улак на подъездном пути к Эльгинскому месторождению коксующегося угля до станции Февральск, расположенной в направлении Огоджинского угольного месторождения.
Вторая ветка Байкало-Амурской магистрали возводится в сложнейших условиях: вечная мерзлота, болота, большие колебания температур. Работают военнослужащие без выходных круглый год.
Среди тех, кто в сложнейших климатических условиях выполняет поставленные задачи, – дислоцированная в Приамурье отдельная железнодорожная бригада. Её личный состав выдвинулся в указанный район ещё в середине апреля 2021 года. За два месяца военнослужащие возвели два блочно-модульных городка на 60 человек, а в сентябре уже приступили к восстановлению притрассовой автомобильной дороги, очистке полосы отвода, вырубке леса и мелколесья на месте строительства двухпутной вставки. По словам начальника производственного отдела соединения майора Дмитрия Горбунова, основная тяжесть строительства легла на плечи военнослужащих отдельного железнодорожного батальона механизации.

Результат не заставляет долго ждать
С начала работ военные специалисты из Приамурья идут с заметным опережением намеченного графика. Слагаемые успеха подразделения просты: более 30 процентов его личного состава – военнослужащие по контракту, люди опытные и ответственные, настоящие профессионалы. Под стать им и военнослужащие по призыву, большинство которых отучились в учебных подразделениях и имеют опыт работы на землеройной технике. Подход к их обучению грамотный, основной упор делается на быстрое, качественное, а главное, осознанное выполнение всех поставленных задач.
По окончании срока службы военнослужащие по призыву увольняются в запас с большим опытом работы на технике. В большинстве случаев они выбирают специальности машиниста экскаватора, катка или автогрейдера, а также тракториста или бульдозериста, многие впоследствии заключают контракт и продолжают служить в Вооружённых Силах России
Экскаваторщиков учат равномерному резанию грунта, обеспечивающему полное наполнение ковша всего за один проход. Результат не заставляет долго ждать: совмещение отдельных рабочих операций позволяет значительно сократить весь производственный цикл. Батальон механизации обеспечен современной землеройной техникой, экскаваторными комплексами и машинами по доставке грузов. Плохо работать здесь просто нельзя.

С учётом имеющегося опыта
Так случилось в уже далёком 1974 году. Первая же весна на БАМе преподнесла строителям горький урок: обнажённая вечная мерзлота начала таять под весенними лучами солнца, и сотни кубометров уложенного в трассу грунта просто уходили под землю. С тех пор послойная отсыпка насыпей по марям ведётся прямо на растительный слой.
– Послойная укладка земляного грунта на участках дорог и железнодорожных насыпях производится в соответствии с уровнем, – рассказывает Павел Ларионов. – Где-то она выше, где-то ниже. Максимальная высота отсыпки в некоторых местах достигает шести метров. Наши военнослужащие столкнулись с плавучими грунтами и сильной заболоченностью местности. На практике убедились, что самый оптимальный вариант в таких условиях – отсыпка откосов и насыпей в зимнее время. Летом их строить на таких участках проблематично.
Ещё одним ноу-хау военных железнодорожников стала отсыпка грунта в восемь слоёв. После обустройства каждого из них берутся анализы, которые в лабораторных условиях подтверждают готовность этого грунта к использованию. Такую технологию разработали именно на строительстве БАМа – перенимать опыт было не у кого, ведь кроме нашей страны, магистрали такой протяжённости в зоне вечной мерзлоты никто не строил.
Поэтому перед началом строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали специалисты досконально изучили мемуары командующего Железнодорожными войсками генерал-полковника Крюкова, строившего БАМ с 1974 по 1989 год. Всё, что подошло к современным условиям, взяли на вооружение.
– Главная сложность при проведении работ – грунты средней прочности, – продолжает проводить ликбез подполковник Ларионов. – Их приходится разбивать с использованием тяжёлой строительной техники. Бульдозеры с разрыхлителями проходкой взрывают грунт, затем военные строители разравнивают его экскаватором и уплотняют катком.
Хорошим подспорьем для сокращения производственного цикла стало появление на БАМе специального поезда из двух манёвренных тепловозов марки ТЭМ18ДМ и ТЭМ2У, шести думпкарных вертушек, вмещающих 36 кубических метров скального грунта и вагона сопровождения. Один его рейс замещает использование двух десятков большегрузных самосвалов. За сутки состав способен трижды перевезти грунт от карьера до места выгрузки.

Сегодняшний БАМ – это тысячи грамотных и ответственных людей, душой болеющих за порученное им дело

Упорство и воля
Несмотря на то что работы на стройке века проводятся с опережением графика, это никого не расхолаживает. Строительный процесс не останавливается ни на день, он идёт в любую погоду. Майор Дмитрий Горбунов вспоминает, что зимой температурный минимум в этих местах достигал отметки минус 480С, но военные специалисты ежедневно совершали десятки машинорейсов и укладывали в тело насыпи тысячи кубометров скального грунта.
Параллельно идёт реконструкция автодороги – дублёра БАМа. С момента возобновления работ строители в военной форме из Приамурья уже соорудили земляное полотно под укладку верхнего строения пути на трёх участках. В копилке амурских железнодорожников сданные в эксплуатацию двухпутная вставка на перегоне Улак – Верхнезейск, завершённое устройство водоотвод­ных и укрепительных сооружений, а также земляные работы на разъездах перегонов Верхнезейск – Апетёнок и Апетёнок – Ижак. 14 февраля 2024-го торжественный старт поездам на этих участках в режиме онлайн дал глава РЖД Олег Белозёров.

Магистраль длиной в полвека

Практические знания – лучшие
Так считают офицеры железнодорожного соединения из Приамурья. С начала прокладки магистрали хорошими помощниками военным специалистам стали бойцы студенческих отрядов.
Несколько лет подряд на строительстве второй ветки БАМа проходят стажировку около 600 курсантов и студентов вузов из Санкт-Петербурга, Хабаровска, Ростова-на-Дону и Москвы. В течение месяца каждый из этих парней получает практический опыт работы на реальных непростых объектах. Учащиеся делают балластировку верхнего строения пути, выводят его в уровень с земляным полотном, готовят к выправке и сдаче в эксплуатацию. После стажировки курсанты и студенты начинают чётко и ясно представлять будущую профессию.
Как уже было сказано выше, работают военные железнодорожники с ощутимым опережением графика. В этом году профильный объём работ на объектах, находящихся в зоне ответственности железнодорожных войск ВВО, составил 201,45 тыс. м3, а обустройство притрассовых автомобильных дорог – 60,05 тыс. м3, что составляет 261,5 тыс. м3 земляных работ от запланированных 412,1 тыс. м3 в текущем году.

Главная ценность – люди
Такие успехи – результат слаженной и самоотверженной работы личного состава работающих на БАМе отдельных железнодорожных бригад из Амурской области и Хабаровского края.
Работают военные железнодорожники на совесть, за что и получают заслуженные награды. И это не просто слова. Только в дислоцированном в Приамурье соединении 117 военнослужащих за усердие и старание награждены медалями Министерства обороны «Генерал-полковник А.М. Крюков» и «За реконструкцию Байкало-Амурской магистрали», а также грамотами, благодарностями и ценными подарками.
Медалью Жукова награждён заместитель командира батальона старший инженер майор Алексей Хитров, а начальник производственного отделения соединения майор Дмитрий Горбунов отмечен Грамотой Президента Российской Федерации.
Сегодняшний БАМ – это тысячи грамотных и ответственных людей, душой болеющих за порученное им дело. Многие из них достойны увидеть своё имя на страницах газет Министерства обороны РФ, но назову лишь некоторых из них. Это заместитель командира отдельной железнодорожной бригады старший инженер подполковник Павел Ларионов, под руководством которого проводится реконструкция на вверенном соединению участках. Начальник службы ГСМ механик майор Артём Бородин сумел организовать правильные эксплуатацию и ремонт военной техники, что привело к минимуму её простоя. Добрые слова в свой адрес должен услышать и заместитель командира отдельного железнодорожного батальона механизации по ВПР майор Сергей Лозанов, умеющий в трудную минуту подбодрить солдата и нацелить его на выполнение воинского долга.
Указом Президента РФ от 17 апреля 2024 года дислоцированная в Приамурье отдельная железнодорожная бригада за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебных, боевых и специальных задач, награждена орденом Кутузова.
Как признаётся майор Сергей Лозанов, эта награда для военных-железнодорожников стала хорошим стимулом к совершенствованию уже имеющихся знаний и навыков и вдохновила на новые трудовые побе­ды. Реконструкция БАМа продолжается. Военные железнодорожники и строители твёрдо намерены выполнить поставленную им задачу качественно и досрочно. Значит, так и будет!

Кстати
В 2024 году на БАМе планируется уложить 1934,2 км дополнительных, главных и станционных путей, построить и реконструировать 25 станций, 79 тяговых подстанций, 706 водопропускных труб, 1340 искусственных сооружений. Электрифицируется участок Волочаевка II – Комсомольск-Сортировочный – Ванино Дальневосточной железной дороги протяжённостью 871 км.
Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей входит в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года, которую Правительство РФ утвердило в 2019 году. Среди её основных задач – повышение транспортной мобильности, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие скоростного движения и инфраструктуры, обновление парка подвижного состава.

Ольга КАПШТЫК Андрей ВОЛОШЕНКО

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»