×

«Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

14 ноября в городе Тамано, префектура Окаяма, в южной части японского острова Хонсю, был спущен на воду восьмой японский фрегат класса «Могами», JS Yūbetsu. Эти многофункциональные корабли должны стать основой Морских сил самообороны Японии (JMSDF), которые, честно говоря, уже язык не поворачивается назвать «силами самообороны», поскольку своим составом они представляют собой приличный такой военно-морской флот.

Это весьма передовые корабли, оснащенные широким спектром боевых возможностей. Фрегаты имеют футуристический внешний вид, учитывая их четкие геометрические профили, выполненные в соответствии с технологиями малозаметности. Японские военные специалисты считают, что «Могами» будут иметь возможность выполнять различные миссии для Сил самообороны Японии.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Вся серия кораблей получает названия рек Японии. Такая вот традиция в японских ВМС, в этой стране вообще с именами для кораблей было непросто. Вообще кораблям давал имена император, только в 1897 году такое право было даровано министру флота. С 1921 года император лично давал названия только линкорам и крейсерам. Нужно отметить, что в названии намного большее внимание уделялось тому, насколько оно мелодично звучит, а не что несет в себе.

Корабли называли в честь гор (крейсера «Атаго», «Хиэй», «Такао»), в честь провинций Японии (линкоры «Нагато», «Ямато», «Kaга»), островов («Куроками», «Эносима»), рек (крейсера «Тэнрю», «Тонэ»), знаменитых и красивых мест в Японии (крейсера «Акаси», «Ицукусима», «Мацусима», «Хасидатэ»).

1 августа 1905 году в процесс называния кораблей приходит определенная система:
— броненосцы (и, впоследствии, линкоры) получают названия провинций Японии, или же в качестве имени корабля используются другие названия или самоназвания Японии.
— крейсера первого ранга получают названия гор.
— крейсера второго и третьего рангов получают названия городов.

Правда, тенденция называть корабли в честь городов поддержки действием не получила. Японцы продолжали избегать названий, слишком явно напоминающих о повседневной человеческой деятельности, предпочитая запечатлевать на бортах не людскую суету, а вечную красоту природы.

Вы сейчас спросите: а зачем этот странный экскурс в историю, причем ту названия? Какое отношение к этому имеют современные корабли?

Все просто. Японцы – очень своеобразная нация и у них своеобразный подход ко многим вещам. Флот – это всегда была гордость нации и больных флотом на голову в хорошем смысле этого слова японцев очень много. И сегодня для многих возрождение японского военно-морского флота – это своеобразный реванш за поражение во Второй Мировой войне.

Да, Япония небольшая страна, и количество географических названий там… невелико? Вообще нет, названий достаточно, чтобы дать имена пяти таким флотам, какие были у Японии в 1941 году. Однако давайте посмотрим, нет ли «случайных» совпадений с кораблями Императорского военно-морского флота образца тех лет.

«Могами» — легкий, в последствии перевооруженный в тяжелый крейсер, потоплен в 1944 г.
«Кумано» — легкий/тяжелый крейсер тип «Могами», потоплен в 1944 г.
«Ноширо» — легкий крейсер, тип «Агано», потоплен в 1944 г.
«Микума» — легкий/тяжелый крейсер тип «Могами», потоплен в 1942 г.
«Яхаги» — легкий крейсер, тип «Агано», потоплен в 1945 г.
«Агано» — легкий крейсер, потоплен в 1944 г.
«Нийодо» — легкий крейсер типа «Оёдо», потоплен в 1944 г.
«Юбецу» — единственное исключение. Да, был проект такого легкого крейсера ПВО, но до реализации не дошел, потому такое имя впервые получил эскортный эсминец типа «Юбари» в 80-х годах прошлого века.

Остальные, как видите, участники Второй Мировой войны, не дожившие до 1.09.1945 года. Совпадение? Не думаю. То, что японцы называют свои новые корабли в честь ТЕХ кораблей – в этом однозначно присутствует скрытый сакральный смысл. В Японии, если что, более 35 000 рек разного калибра. И можно было бы найти достаточно имен для кораблей, но вот Могами-гава, одна из трех быстрейших рек Японии, почему-то имеет преимущество перед другими.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

В общем, картина такая: все фрегаты названы в честь рек Японских островов, все совпадения с кораблями японского Императорского флота, получается, случайны и являются плодом паранойи автора. Бывает.

Так что представляют собой наследники того японского императорского флота?

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

JS Yubetsu (FFM-8) во время церемонии наречения, 14 ноября 2023 года

Корабли класса «Могами» способны на все: от наблюдения до траления мин, а также на борьбу с надводными, воздушными и подводными целями. Фрегаты оснащены передовыми комплексами радиоэлектронной борьбы и средствами обнаружения. Но, прежде всего, они предназначены для эксплуатации удивительно маленькими экипажами. По сути, они помогут Силам самообороны Японии сделать гораздо больше с гораздо меньшими затратами.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

JS Mogami на фото в апреле 2022 года
Mitsubishi Heavy Industries Maritime Systems заключила контракт на поставку 12 фрегатов для Сил самообороны Японии, последние из которых должны войти в строй после 2027 года. Ожидается, что фрегаты класса «Могами» в конечном итоге заменят более старые эсминцы класса «Асагири» и эскортные эсминцы класса «Абукума». Головные суда обоих классов были введены в эксплуатацию в 1988 году.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Японский эсминец «Асагири»

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Эскортный эсминец «Оёдо» класса «Абукума», на фото в январе 2023 года
Все фрегаты класса «Могами» имеют стандартное водоизмещение около 3 900 тонн и полное водоизмещение около 5 500 тонн. Для сравнения, эсминцы типа «Асагири» имеют несколько меньшее водоизмещение; 3 500 тонн стандартных и 5 200 тонн полных. Следует отметить, что эсминцы класса «Асагири» имеют меньшее водоизмещение, чем многие другие эсминцы флота Сил самообороны Японии. Эсминцы класса «Акидзуки» имеют стандартное водоизмещение 5000 тонн и полное водоизмещение 6 800 тонн, в то время как эсминцы класса «Майя», оснащенные системой «Иджис», имеют стандартное водоизмещение 8 200 тонн и полное водоизмещение 10 250 тонн.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Эскадренный миноносец «Акидзуки»

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Эскадренный миноносец «Майя»
Что касается силовой установки, то корабли класса «Могами» оснащены одной газовой турбиной Rolls-Royce MT30 и двумя дизельными двигателями MAN V28/33DD STC. Корабли могут развивать скорость более 30 узлов.

Каждый фрегат вооружен 5-дюймовой (127-мм) корабельной артиллерийской системой Mark 45 компании BAE Systems, а также двумя 12,7-мм боевыми модулями с дистанционным управлением Japan Steel Works.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Основную ударную мощь фрегатов составляют УВП на 16 ячеек Mk 41 компании Lockheed Martin для запуска ракет класса «земля-воздух» Type 03 Chu-SAM компании MHI, противокорабельными ракетами MHI Type 12 корабельного базирования. Система SeaRAM от Raytheon обеспечивает ближайшую линию обороны от противокорабельных ракет и небольших катеров.

«Могами» могут производить установку своих мин и траление чужих.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Ожидаемо, фрегаты оснащены передовыми комплексами радиоэлектронной борьбы. Корабли класса «Могами», находящиеся на вооружении, и те, которые скоро будут введены в эксплуатацию, оснащены системой NOLQ-3E, которая объединяет пассивные радиолокационные и радиоэлектронные средства атаки, а также устройства для запуска различных средств противодействия в условиях атак противокорабельных ракет.

Что касается датчиков и радаров, фрегаты могут похвастаться многоцелевым радаром с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA) OPY-2 X-диапазона и электрооптическими/инфракрасными (EO/IR) датчиками OAX-3 от компании Mitsubishi Electric.

Кроме того, фрегаты оснащены гидролокатором NEC OQQ-25 с переменной глубиной (VDS), буксируемой гидроакустической системой (TASS) для противолодочной борьбы, а также установленным на корпусе противоминным гидролокатором OQQ-11 от Hitachi. На кораблях также установлены система боевого управления OYQ-1 и система отображения/обработки информации OYX-1-29.

Антенны и тактические каналы передачи данных хранятся в интеграционной мачте UNIted COnbined Radio aNtenna (UNICORN) NORA-50.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

В кормовой части фрегатов десантная палуба и одноместный ангар для вертолета Mitsubishi SH-60L Sea Hawk. Фрегаты класса «Могами» также способны использовать два беспилотных подводных аппарата (UUV) OZZ-5 компании MHI и два беспилотных надводных аппарата (USV) для траления мин.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Все это оснащение упаковано в конструкцию с уменьшенной сигнатурой, которая обеспечит большую живучесть для этого класса. Общая дальность радиолокационного обнаружения также уменьшена, что усложняет обнаружение и поражение противнику на дальних дистанциях.

Возможно, самое большое различие между фрегатами класса «Могами» и эсминцами класса «Асагири», которые они заменят, заключается в размерах экипажей.

Экипаж «Асагири» обычно составляет 220 человек, но корабли класса «Могами» рассчитаны на экипаж всего из 90 человек. Это удивительно мало для такого большого корабля.

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Высокий уровень автоматизации делает это возможным, а лучшим примером технического уровня является боевой информационный центр (CIC), который представляет собой гигантскую круговую стену на 360 градусов. Это, несомненно, добавляет футуристической атмосферы фрегатам и позволит морякам выполнять тактические задачи, управление, инженерное дело, навигацию, борьбу за живучесть, пожаротушение, связь и другие функции с помощью многофункциональных консолей и программного обеспечения с открытой архитектурой. Дополненная реальность также будет частью системы, отображая ключевую информацию, такую, как траектории целей и потенциальные опасности на экранах.

Возможность эффективно выполнять различные задачи с небольшими размерами экипажа остается основной причиной, по которой в середине 2010-х годов Япония инициировала усилия по развертыванию фрегатов класса «Могами».

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Наряду с вводом в строй 12 фрегатов класса «Могами», Япония стремится расширить свой военно-морской потенциал на фоне растущего судостроительного потенциала Китая. Как ранее отмечали американские эксперты, ключевые военно-морские программы страны включают в себя строительство двух крейсерских кораблей, оснащенных системой «Иджис» (ASEV), а также продолжение модификаций двух авианосцев класса «Идзумо», чтобы они могли принимать на борт самолеты F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL).

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

В последние годы Япония взяла на себя обязательства по увеличению расходов на оборону, обнародовав в прошлом году обширный пятилетний план военных расходов на сумму 320 миллиардов долларов, а также значительный запрос на оборонный бюджет на 2024 финансовый год в размере 52,9 миллиарда долларов. Тем не менее, по сравнению с другими боевыми кораблями Сил самообороны Японии, фрегаты класса «Могами» кажутся ошеломляюще хорошими по цене за свои предполагаемые возможности.

Первые два корабля, которые были заказаны в 2018 году, стоят менее 500 миллионов долларов США каждый, а ориентировочная цена составляет от 370 до 410 миллионов долларов за фрегат. Более поздние оценки предполагают еще более низкие затраты на закупки до диапазона 300 миллионов долларов. Это существенно меньше, чем, например, прибрежный боевой корабль класса «Фридом», функциональность которого более чем под сомнением.

Однако, Япония уже смотрит дальше своих двенадцати «Могами».

 «Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

Первоначально страна намеревалась закупить 22 фрегата класса «Могами» в рамках своей оборонной программы (MTDP) на 2019-23 финансовые годы, которая получила одобрение в конце 2018 года. Однако в рамках бюджетного запроса на 2024 финансовый год Министерство обороны Японии сократило эту цифру до 12. В то же время планировалось закупить 12 «новых многофункциональных фрегатов» в дополнение к уже имеющимся 12 кораблям класса «Могами».

И это будет новый проект, который получил название… «Могами»!

Новые фрегаты типа «Могами», основанные на проекте класса «Могами», будут иметь большее стандартное водоизмещение в районе 4 880 тонн. Полное водоизмещение составит около 6 200 тонн. Длина и ширина также будут увеличены по сравнению с классом «Могами». Другие сходства с классом «Могами» включают в себя силовую установку и скорость, а также относительно небольшой размер экипажа.

Примечательно, что новые многофункциональные фрегаты будут больше ориентированы на роль противовоздушной обороны, а MHI вводит номенклатуру FFM-AAW, что означает многофункциональный фрегат противовоздушной обороны. Фрегаты будут оснащены 32-ячеечной, а не 16-ячеечной системой вертикального пуска. С фрегатов будет запускаться усовершенствованная версия противокорабельной ракеты Type 12 большей дальности, а также японская «новая управляемая ракета класса «корабль-воздух», или A-SAM, что обеспечит кораблям улучшенные возможности обороны.

В дополнение к использованию одного вертолета SH-60L, фрегат также сможет запускать беспилотный летательный аппарат в качестве разведчика, тем самым расширяя возможности кораблей по сбору разведывательной информации и наблюдения. Мачта также была переработана для установки модернизированных датчиков.

Что касается графика, MHI ожидает, что строительство судов начнется в 2027 году, а все 12 судов будут завершены к 2036 году. Исходя из имеющихся данных, новые фрегаты в конечном итоге будут стоить дороже, чем корабли класса «Могами». В августе этого года Силы самообороны Японии запросили около 1,16 миллиарда долларов на строительство первых двух новых многофункциональных фрегатов.

Быстрое строительство японских фрегатов класса «Могами», безусловно, впечатляет, как и их возможности, особенно уровень автоматизации, который они развертывают, чтобы компенсировать такой небольшой размер экипажа. На это будет интересно посмотреть, как японцы смогут реализовать задуманное.

Другие концепции с минимально укомплектованным экипажем было сложно реализовать должным образом, яркий пример – боевые литоральные корабли. Как бы то ни было, эти корабли явно спроектированы так, чтобы обладать сбалансированными возможностями по очень привлекательной цене, и, безусловно, за ними стоит следить, как и за их более крупными и тяжеловооруженными собратьями, которые сейчас появляются на горизонте.

Японцы всегда умели строить хорошие корабли. С самого начала 20 века. И сегодня их промышленность в лице Mitsubishi Heavy Industries Maritime Systems демонстрирует преемственность с теми, кто строил тот «Могами», «Нагато» и «Ямато». И дело даже не в некоторой преемственности в плане названий, это не самое главное. Намного важнее то, что японцы по-прежнему умеют строить корабли с хорошими характеристиками в больших количествах.
Источник

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»