×

Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Вообще движения по этой теме начались не вчера. Немцы давно задумывались о концепции некоего универсального модульного корабля. И отработав ее, приступили к реализации. В итоге получился проект корабля, который назвали F126.

Это вышел прямо скажем, не маленький корвет, а здоровенный 166-метровый корабль, который, конечно, на линкоры 30-х годов прошлого века не очень похожи, но вот с легким крейсером типа «К» рядом встанет запросто. Не зря эти фрегаты тоже планируют называть, как крейсера. Первый уже получил название «Кельн». За остальными дело не станет. И это действительно крупнейшие корабли, которые будут построены в Германии после 1945 года.

Всего в проекте 4+2 корабля. И они реально большие. Больше, чем фрегаты «Бранденбург» (длиннее на 20 метров), больше, чем эсминцы «Арли Берк» (на 10 метров). Наш «Адмирал Григорович» тоже короче на 42 метра. Единственный в мире, кто превосходит в плане размеров – это китайский крейсероэсминец проекта 055, длина которого 183 метра.


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Так что это действительно крупнейшая программа ВМС Германии со времен Второй Мировой войны, объем которой первоначально составит 5,6 миллиарда евро для четырех кораблей. В качестве генерального подрядчика выступает голландская военно-морская верфь «Damen Naval» во Флиссингене на реке Шельда. Вместе с «Blohm und Voss» в качестве партнера по консорциуму «Damen Naval» выиграла тендер на постройку немецких кораблей следующего поколения в 2020 году.


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Фрегаты F126 будут построены по модульной системе, аналогичной корветам K130. Кормовые части фрегатов будут построены на верфи «Peene» в Вольгасте, а носовые — на немецких военно-морских верфях в Киле. Окончательная сборка кораблей будет производиться в Киле. Достройка и установка вооружений, ввод в эксплуатацию и испытания будут осуществляться силами персонала предприятий «Blohm und Voss». Заключительные ходовые испытания и тестирование всех систем пройдут в Гамбурге. Ожидается, что первый F126 будет передан ВМС Германии в 2028 году, последний — в 2032 году. Последнее время поговаривают о том, что по результатам испытаний флот может заказать еще два корабля.

Работы по проектированию F126 в «Damen Naval» завершены. Первая резка металла началась 5 декабря 2023 года, а первые строительные работы на «Blohm und Voss» запланированы на 2025 год. Научно-исследовательский институт судостроения в Гамбурге уже успешно завершил необходимые гидравлические испытания модели F126.

Как говорят сами немецкие специалисты, новые фрегаты будут способны вести глобальную и всеобъемлющую трехмерную военно-морскую войну. Это означает, что корабли смогут эффективно поражать цели под водой, на воде и в воздухе.


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Весьма важными задачами сегодня считаются патрулирование больших акваторий, соблюдение эмбарго, поддержку десантных операций и операций по эвакуации.

Новинкой для ВМС Германии является использование так называемых «миссионных модулей».
Корабли получают стандартизированное оборудование и комплектацию личного состава,
которые можно адаптировать к конкретному сценарию эксплуатации. Вообще модульная конструкция как таковая не нова, и нельзя сказать, что ее применение увенчалось успехом у тех же американцев, но возможно, немецкие корабелы скажут свое слово и смогут реализовать концепцию модульных кораблей с большим эффектом, чем предшественники.

Посмотрим на ТТХ нового немецкого фрегата.


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Длина 166 м. Ширина 21,7 м. Осадка максимальная 5,9 м
Водоизмещение 10 550 т.

Размеры кораблей реально больше, чем у «Арли Берка», но меньше, чем у китайского 055. Но китайский эсминец в плане размеров и водоизмещения ближе к советским крейсерам типа 1164 «Атлант», даже немного превосходя их. Про «Тикондерогу» просто молчим, она меньше немецкого фрегата.

Экипаж: 114 человек по штатному расписанию, максимальное количество по системам жизнеобеспечения (операторы модулей, спецназовцы, десант, пленные) – 198 человек.

Энергетическая установка CODLAG мощностью 43 000 л.с. обеспечивает максимальную скорость 26 узлов.
Автономность не менее 21 суток, 4000 морских миль.

Вооружение:


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Артиллерия.
1 х 127-мм орудие Oto Melara 127/64 LW с управляемыми снарядами «Vulcano».
2 х 37-мм автоматических орудия MLG27-4,0
2 х 12,7-мм шестиствольных пулемета «Леонардо»

Ракетное вооружение:


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

8 ячеек с противокорабельными ракетами NSM Kongsberg Block 1А.
16 ячеек системы вертикального пуска Mk.41 Block ESSM2, до 64 зенитных ракет средней дальности Block 2B
2 пусковые установки RIM-116 RAM CIWS

2 вертолета NH90 «Sea Tiger» и БПЛА Saab «Skeldar».

Для фрегата довольно внушительно.

Все этим великолепием управляют, получая информацию от:
— многофункциональный радар Hensoldt TRS-4D NR;
— многофункциональный радар Thales X-диапазона APAR Block 2
— активный низкочастотный буксируемый гидролокатор с переменной глубиной (если установлен модуль противолодочной обороны)
— Thales Mirador MK2, цифровая электронно-оптическая система наблюдения и сопровождения целей и электронно-оптическая система слежения и наблюдения «Gatekeeper».

Конечно, чуть позже, мы обязательно сравним 126-го с 055-м, это будет интересное дело. Действительно, корабли, скажем так, неординарные не только в плане размеров. Хотя и размеры у них тоже из ряда вон выходящие. Но 055 – почти крейсер по программе «все включено», а 126-й – модульный фрегат, который можно конфигурировать под разные задачи.

В отличие от фрегата предыдущего поколения, проекта 125, постройка более мощного типа корабля, с относительно большим водоизмещением и боевыми возможностями, годного для трехмерных военно-морских конфликтов, способного эффективно выполнять различные требования командования – вот то, на что рассчитывали в руководстве Минобороны Германии.

Здесь надо понимать, что в условиях современных конфликтов оперативные сценарии, угрозы и задачи изменяются таким образом и с такой скоростью, что текущие проекты вооружений не смогут на них отреагировать настоящим образом просто потому, что невозможно спроектировать платформу для всех мыслимых сценариев угроз. Возможности будущих кораблей должны быть собраны в соответствии с ситуацией, потребностями, возможностями и с минимальными усилиями. Кроме того, необходима еще и определенная гибкость при координации во время проведения различных операций.

То есть, эти спецификации означают, что, помимо оборонительных и наступательных действий, патрульных функций, перехвата судов и проведения досмотров, многофункциональные модульные корабли типа 126-х должны иметь возможности для решения других задач, которые будет диктовать складывающаяся обстановка.

Чтобы не только иметь возможность бороться с пиратами и другими асимметричными угрозами с помощью корабля, водоизмещение которого предположительно составит 10 000 тонн, в отличие от предшествующего проекта F125, на борт F126 можно взять модули для выполнения различных миссий миссии.


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Немецкие инженеры всерьез считают, что смогут обеспечить разработку и производство комплектов оборудования, при помощи которых можно будет адаптировать корабль под конкретные задачи без больших технических и временных затрат. Напомним, это то, на чем срезалась программа американских литоральных кораблей. Там замена модуля предполагалась в течении месяца, что во время активных действий флота смотрится просто глупо.

Но вот у немцев есть твердая уверенность в том, что смена модулей не займет много времени. Для эксплуатации этих модулей очевидно необходимы места на борту и несколько свободных рабочих мест в оперативном центре, а также соответствующие резервы системы жизнеобеспечения.

Поэтому на F126 предполагаются дополнительные места для 70-80 человек. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить временные модули расчетами.

ВМС Германии предъявляют к кораблю следующие
требования:
— фрегаты F126 должны использоваться по всему миру, вне зависимости от места (открытое море,
окраинные моря, прибрежные районы);
— использование во всех климатических зонах от арктических
до тропических вод;
— максимальная скорость более 26 узлов, постоянная крейсерская скорость 18 узлов;
— дальность хода 4000 морских миль на скорости 18 узлов;
— автономность не менее 21 дня без пополнения запасов.
— бронирование центров управления кораблем, защита боекомплекта от огня стрелкового оружия калибром до 12,7-мм включительно;
— возможность круглосуточного применения БПЛА и вертолётов даже в неблагоприятных
метеорологических условиях;
— минимальный двухлетний период интенсивной эксплуатации до ремонта с максимальными интервалами между техническими обслуживанием систем и механизмов;
— интенсивное использование корабля с несколькими экипажами. Экипаж меняется каждые четыре месяца, корабль делает остановки для технического обслуживания во время смены экипажа на 96 часов;
— возможности дозаправок и снабжения в открытом море

Эксплуатационные требования к многофункциональному фрегату в начале проектировочных работ предусматривали ряд задач, которые возлагались на дополнительные комплексы:
— системы расширенной разведки с использованием собственных корабельных разведывательных систем;
— системы разведки подводных целей и воздействия в первую очередь на подводные
лодки, в частности буксируемый гидролокатор;
— системы подводной разведки и борьбы с минами и взрывными устройствами, в частности беспилотный аппарат-искатель мин;
— барокамера для приема подводных пловцов;
— системы обнаружения водолазов или боевых пловцов;
— 2 высокоскоростные надувные лодки для двух групп спецназа с индивидуальными спусковыми устройствами.

Все эти возможности накладывают много организационных моментов: для установки и эксплуатации модулей миссий кораблю необходимы подготовленные места хранения полезной нагрузки с соответствующими линиями энергоснабжения, полная доступность служб технического назначения, и дополнительные рабочие места на борту.

Фрегаты проекта F126 получили прозвища «Футуристические корабли Писториуса».


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

Сегодня, когда идет сварка корпуса первого фрегата, немецкие военные эксперты уже предвкушают год 2028-й, когда «Кельн» будет спущен на воду, достроен и принят в эксплуатацию.

С появлением фрегатов нового класса F126 ВМС Германии сделают большой шаг к тому, чтобы снова стать морской державой. Нет, и сегодня ВМС Германии – это вполне боеспособное явление с приличным количеством весьма хороших кораблей, но постройка новых фрегатов по нашим временам сопоставима с закладкой первых кораблей Флота Открытого моря, если такая историческая параллель уместна.

Класс F126 с шестью запланированными единицами может стать чем-то вроде флагмана «переломного момента», провозглашенного канцлером Олафом Шольцем, ведь федеральное правительство никогда раньше не выделяло столько денег на ВМФ, сколько было потрачено на проект F126.

Для немецкого военного историка Зёнке Нейтцеля (и не только для него, но и для германских реваншистов в принципе) это четкий сигнал: «В 2018 году была поставлена цель снова сделать Бундесвер к 2031 году «полноценной армией». А когда политическая воля подкрепляется мешками с евро…

Задачи бундесвера меняются — требуется и ВМФ, в задачу которого также входит, во-первых, обеспечение поставок Германии, например в Средиземноморье и Африку, а также помощь в защите интересов НАТО. Некоторые специалисты считают, что германские корабли могут иметь задачи и в Черном море, после окончания войны на Украине.

Вообще после 1990 года задачи Бундесвера сместились с национальной обороны в «холодной войне» на международные операции по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов за пределами Германии.

Вообще, конечно, такой шаг в развитии военного флота – это уже весьма примечательно. А если еще немцы, учтя хотя бы все неудачи американцев (можно и не американцев), успешно воплотят в жизнь идею многофункционального модульного боевого корабля, это однозначно положительно скажется на продажах боевых кораблей. Немцы уже не первый десяток лет торгуют своими подводными лодками и корветами, почему не добавить сюда фрегаты? Пусть они больше по размерам похожи на эсминцы, это уже не так важно.

Шесть новых кораблей, который изначально можно собрать под два основных направления, антипиратский и противолодочный, вполне смогут закрыть потребность в выполнении определенного рода задач на море.

Действительно, невозможно спроектировать платформу корабля для решения всех мыслимых задач. Но к этому можно стремиться, в том числе и за счет модульности. Пока в мире нет должным образом реализованной концепции модульных кораблей, но и строить их пытались только США и Россия. Ну… первые два блина вышли комками, да. У немцев есть шанс показать всему миру, как надо строить такие корабли. Исторически они это умели: строить оригинальные корабли, этого у них не отнять.

И в целом это были весьма пристойные и эффективные корабли. Да, к времени Второй Мировой войны можно сказать, что Германия идеально освоила класс рейдеров. И уже упомянутые «Тирпитц» и «Бисмарк» были именно линкорами-рейдерами, класс «Дойчланд» вообще был уникальным классом кораблей, да и немецкие эсминцы того времени тоже были «не в общем строю». В общем – немцы могли удивить.

Как получится в ближайшем будущем – мы увидим своими глазами довольно скоро. Может быть, это действительно будут интересные корабли, а может и иначе сложится и это будет «Фридом-2» или «Замволт-2». Все покажет время.


Наследники «Тирпитца» и «Бисмарка»?

А пока на немецких верфях горят огни сварки и новые фрегаты начинают свой путь к морю.
Источник

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»