×

Никто не забыт, ничто не забыто

Памятник погибшим авиаторам стал настоящим объектом патриотического воспитания молодёжи.

Никто не забыт, ничто не забыто

Говорить с парадной трибуны о важности поддержания патриотической памяти – занятие, в общем, немудрёное. Куда проще, нежели совершать конкретные поступки и дела во имя памяти о ратной славе Отечества, её героях, поколениях, чьими подвигами могут гордиться потомки. Казалось бы, кому как не государевым людям, представителям официальных органов власти на местах, подавать пример в этом направлении.

Ещё в далёком 1988 году на офицерском собрании 761-го учебного авиационного полка авиаторы решили на личные средства спроектировать и установить мемориал в честь погибших на войне и в боевой учёбе лётчиков. Одним из поводов для такого решения стала трагическая гибель в учебном полёте майора Юрия Рыбалко, который до последнего старался увести самолёт МиГ-21 с отказавшим двигателем подальше от населённой местности.
Памятник погибшим авиаторам было решено построить с благородной целью – увековечить имена 73 лётчиков прославленного орденоносного авиаполка, 52 из которых отдали жизнь при выполнении боевых заданий в годы Великой Отечественной войны, один из лётчиков-истребителей погиб в воздушном бою корейской войны, остальные навсегда прервали полёт в послевоенные годы при выполнении боевых задач в так называемых локальных конфликтах и при выполнении учебных полётов.
К 1991 году проект памятника был готов, средства для строительства собраны, но известные всем события той поры инициативу военных авиаторов подрубили на корню. Реализация планов строительства мемориала забуксовала. Инициативная группа офицеров, даже оказавшись в запасе, идею не оставила. В не самые простые для армейцев и военных пенсионеров времена – в 1995 году – строительство первой очереди мемориала всё же началось. На согласованной с майкопскими архитекторами территории ближнего пригорода на левом берегу реки Белой при активном участии неравнодушных к военной истории страны людей – личного состава учебного авиаполка, ветеранов военной службы, администрации и рабочих Майкопского редукторного завода уже в 1996 году основная часть комплекса – сварная металлическая конструкция – была установлена на место. К Дню воздушного флота страны силами ветеранов-авиаторов гарнизона была обустроена территория первой очереди памятника.
С тех пор памятник погибшим авиаторам стал настоящим объектом патриотического воспитания молодёжи, популярным местом проведения жителями города торжественных мероприя­тий по празднованию государственных памятных дат, здесь майкопские подростки вступают в ряды «Юнармии».
Но ветераны-авиаторы Майкопского гарнизона на этом не остановились. Они считают долгом чести завершить сооружение монумента и рассчитывают на содействие и поддержку патриотической инициативы. Очевидно, особенно сегодня, в условиях СВО, равнодушие в этом вопросе неуместно.
Через 20 лет после гибели майора Юрия Рыбалко в 2006 году ветераны полка смогли отыскать в труднодоступном районе Большого Кавказского хребта останки лётчика и обломки конструкции его самолёта. Это послужило новым импульсом активности ветеранов-авиаторов в деле строительства памятника однопол­чанам.
В каких только кабинетах не пришлось побывать лидеру инициативной группы майору в отставке Вадиму Мартынову. Где-то обещали помочь, где-то разобраться, где-то рассуждали о сложности ситуации, бывало, с раздражением реагировали на просьбы назойливого ветерана. Полпуда переписки с чиновниками разного калибра накопилось сегодня в гарнизонном совете ветеранов-авиаторов.
– Мы ведь ни копейки у чиновников не просим, все работы на свои средства ведём, – сетует на чиновничье равнодушие бывалый лётчик-истребитель с закалёнными нервами. – Всего-то необходимо согласовать принятие списанной авиатехники для стелы монумента на баланс и оформить клочок земли под вторую очередь монумента. Но тут и возникает невидимая стена равнодушия, скрываемая под вежливыми улыбками.
На данный момент стараниями военных лётчиков действующего строя и ветеранов полка памятник готов на 80 процентов. Главное командование ВКС ещё три года назад нашло возможность выделить для конструкции памятника два отслуживших свой срок и списанных учебных самолёта. Сейчас они находятся на хранении в местном авиационном полку. Но установленный регламент позволяет передать их только на баланс официальных государственных структур.

Ветераны-авиаторы Майкопа на собственные пенсионные рубли конкретными делами воплощают в жизнь реальный патриотизм, следуют принципу «никто не забыт, ничто не забыто»

Тут-то и возникает загвоздка. Ветеранская общественность не оставляет надежды, что администрация Майкопа поддержит начинание заслуженных авиаторов. Им не хотелось копить килограммы пустых бумажных отписок. Классикой жанра выглядит один из ответов, в котором говорится, что землю совету ветеранов для сооружения памятника передать нельзя, поскольку на ней размещено незаконченное строительство этого памятника, а памятник достроить нельзя, поскольку документы на землю не оформлены. А самолёты на баланс местных властей без всего этого принять тоже не представляется воз­можным…
При подготовке к празднованию 80-летия освобождения Адыгеи от фашистских захватчиков и на торжествах минувшего Дня Победы с разных праздничных трибун, с телеэкранов и в радиоэфире представители региональных властных структур сказали множество слов о необходимости патриотического воспитания молодёжи, сохранении памяти о героических делах нашего народа, о славных воинских традициях Отечества. А ветераны-авиаторы Майкопа без громких слов на свои пенсионные рубли, не стесняясь брать в руки строительный инструмент, конкретными делами воплощают в жизнь реальный патриотизм, реализуют благородной целеустремлённостью суть лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто».
Они закономерно считают, что сооружение монумента военным лётчикам – это и дань общественного уважения авиа­торам, которые прошли школу учебного полка и сегодня с риском для жизни выполняют боевые задачи в небе Донбасса, Новороссии и Сирии.

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда»

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»