Полёт окончен спустя 82 года
Под Волгоградом участники «Вахты памяти» обнаружили фрагменты советского боевого самолёта и останки лётчика.
В Светлоярском районе Волгоградской области в рамках проекта «Крылья Сталинграда» было обследовано ещё одно место крушения советской крылатой машины, участвовавшей в Сталинградской битве.
Война не закончена, пока не похоронен её последний солдат. Эту истину лучше других понимают поисковики. Поэтому раз за разом отправляются туда, где в период Великой Отечественной земля вставала на дыбы. В Волгоградской области таких мест множество – как в самом областном центре, так и в ряде муниципальных образований. Вот и в Светлоярском районе в рамках специального поискового проекта энтузиасты обследовали место крушения пикирующего бомбардировщика Красной Армии.
Здесь же в полевых условиях состоялся семинар-практикум по авиапоиску для участников студенческой «Вахты памяти». Он направлен на то, чтобы научить поисковиков непростому делу – спустя без малого целый век воссоздать обстоятельства произошедшего и попытаться установить имя лётчика.
Район, более чем на 80 лет ставший безвестной могилой воздушному судну и управлявшему им военнослужащему, врагом не был занят. Линия фронта проходила южнее – примерно в трёх километрах.
«Прямая видимость с этих высот. До сих пор видны многочисленные следы немецких обстрелов, ведь здесь располагались ближайшие тыловые подразделения, а их бомбили. Что касается наших самолётов, то они участвовали в налётах на румынские войска, которые от Червленого до Дубового оврага фронт держали», – рассказывает председатель правления поискового объединения «Уран» Дмитрий Куфенко.
Информацию, что в этих местах встречаются необычные металлические фрагменты, поисковики получили от местных жителей. Одна из особенностей авиапоиска – приходится обследовать большие территории. С помощью миноискателя прощупали участок радиусом метров в триста. К месту крушения осколков становится всё больше.
«Три точки удара: один двигатель – яму доработали, кабина, где останки лётчика обнаружены. По нашему предположению, здесь следующая точка удара второго мотора», – комментирует Дмитрий Куфенко.
Судя по осколкам бомб, самолёт следовал с боекомплектом, который и сдетонировал при ударе. Скорее всего, боевая машина шла на задание, но была сбита на подлёте к линии фронта. Удар был очень сильный – даже металлическая бронеспинка переломилась. А ведь это очень прочная деталь самолёта.
На местах боёв поисковики давно и активно работают по сухопутным частям и соединениям: исследуют бывшие позиции, окопы, блиндажи. А вот по авиации пока удалось сделать немного. Три года назад поисковое объединение «Уран» выступило с инициативой обследовать предполагаемые места крушения советских самолётов и создать базу данных лётчиков, погибших в сталинградском небе. Проект «Крылья Сталинграда» уже дважды поддержан грантами президентского фонда культурных инициатив. Очередная экспедиция, которая пришлась на летний зной, оказалась успешной.
Найдены тысячи осколков. И это лишь малая часть работы. Специфика авиапоиска такова, что каждый фрагмент, как солдатский медальон, может содержать бесценную информацию: клеймо завода, номер воздушного судна, принадлежность к тому или иному авиационному полку. Всё это поможет установить имя лётчика.
Вот клеймо, обнаруженное на фрагменте при очистке. Кстати, уже не первое. Пропустить крошечный значок, забитый грязью, легко. Но поисковики успешно определили тип найденного самолёта – это советский пикирующий бомбардировщик. И новые находки только подтверждают это.
«Вчера обломки собрали, но ничего не увидели. А в лагере протёрли дополнительно и обнаружили технологические клейма заводов, количество алюминия. Стало понятно – здесь разбился ПЕ-2, – рассказывает председатель правления поискового объединения «Уран» Дмитрий Куфенко. – Нижняя часть самолёта голубого цвета, другие фрагменты зелёного, маскировочного. Сохранился фрагмент звезды, нанесённой на корпус. При столкновении с землёй самолёт разрывает на мелкие куски. У нас мечта – найти целый, который станет экспонатом сталинградского музея».
На сегодняшний день собирается целая экспозиция из частей героически погибших советских самолётов. Не менее солидная и база авиаторов – тысяча девятьсот фамилий
На сегодняшний день собирается целая экспозиция из частей героически погибших советских самолётов. Не менее солидная и база авиаторов – тысяча девятьсот фамилий. Только в этом году обследовано семь мест крушения советских воздушных судов. Нынешняя экспедиция – это ещё семинар и мастер-класс в открытом поле. Участники десятой студенческой «Вахты памяти» из 35 российских вузов в этой экспедиции получают теоретические знания по авиапоиску. И тут же на практике их применяют.
«Впервые с этим столкнулись, очень интересно. Надеемся, что в дальнейшем будем продолжать заниматься поисковой работой», – комментируют студенты волгоградского аграрного университета.
По мнению руководства студенческой «Вахты памяти – 2024», основное правило таких экспедиций – трудиться не только на раскопе. Параллельно идёт ещё и образовательная программа: от азов поиска до работы с документацией, изучением правовых норм, археологической методикой, архивами.
Под Волгоградом работают ребята из 20 регионов страны. Максим Рязанов – представитель Екатеринбурга. Его пропавший без вести дед, как выяснилось, погиб подо Ржевом. Но он с интересом работает в Нижнем Поволжье. Это его пятая экспедиция по поиску останков защитников Сталинграда.
«Мы обнаружили останки лётчика. Лично наткнулся на позвонок и другие фрагменты. Они переданы на идентификацию и очистку», – рассказывает Максим.
Лиза Ивасенко учится в первом меде в Москве. В поиске – с 14 лет. Неизвестный авиатор, чья раненная врагом «птица» рухнула на эту землю, лично для неё уже свой. «Он был героем, это однозначно! Я не люблю, когда поиск называют хобби, для меня это дело жизни. Я будущий врач. У меня два главных дела – медицина и поиск», – подчёркивает Елизавета.
Важная особенность: в авиапоиске собрать все фрагменты – ещё полдела. Участники экспедиции прикидывают: при таком количестве находок понадобится месяца два на так называемую отмывку, чтобы как следует изучить каждый найденный артефакт. И не пропустить подсказку. Ведь именно тогда удастся выяснить, как зовут безвестного защитника Отечества и в составе какого подразделения он воевал.
Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»
Волгоградская область
Источник: redstar.ru