РДС-1, Ту-4, КБ-11, завод № 551…
СССР в кратчайшие сроки сумел преодолеть отставание от США в ядерной области.
Первое ядерное испытание в СССР было проведено на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года подрывом атомного заряда бомбы РДС-1 на 37-метровой металлической башне. Эта бомба имела общий вес 4,6 тонны и обладала мощностью 22 килотонны (в пересчёте на тротиловый эквивалент). Между тем мало кто знает, что при подготовке к проведению первого ядерного испытания вставал вопрос о сбросе бомбы с нового советского бомбардировщика Ту-4.
Надо пояснить, что одна из особенностей реализации военных ядерных программ состояла в том, что первые ядерные боеприпасы создавались и совершенствовались в интересах Военно-воздушных сил. Это объяснялось не только особым местом, которое занимала тогда авиация в системе Вооружённых Сил, но чисто техническими соображениями. Относительно большая грузоподъёмность самолётов бомбардировочной авиации позволяла создавать бомбы больших габаритов и большого веса, а их конструкция испытывала небольшие перегрузки при свободном падении на траектории.
Известно, что в качестве носителя первой атомной бомбы в СССР РДС-1 был определён дальний бомбардировщик Ту-4, нелицензионная копия американского Boeing B-29. Именно с такого самолёта были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Ещё в 1944 году СССР пытался купить B-29, но США ответили отказом. Тогда конструктор В.М. Мясищев предложил скопировать В-29. Такая возможность существовала, так как на советских дальневосточных аэродромах находились четыре В-29, которые на завершающем этапе войны совершили там вынужденную посадку. Пилоты были отправлены на родину, но самолёты остались в СССР.
Работы по запуску в серию отечественного аналога B-29, получившего наименование Ту-4, были поручены Особому конструкторскому бюро Туполева. Один из самолётов конструкторы разобрали на 105 тысяч деталей. С каждой из них сделали точную копию и собрали новый самолёт. Три первых самолёта приняли участие в воздушном параде 1947 года.
Обеспечение схемно-конструктивной согласованности Ту-4 как носителя с атомной бомбой, а также лётно-баллистические испытания РДС-1 отрабатывались на специально созданном осенью 1947 года 71-м полигоне ВВС, расположенном в посёлке Багерово на Керченском полуострове в Крыму, где в годы войны размещался полевой аэродром. Возглавил полигон Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.О. Комаров.
В ходе подготовки к первому советскому ядерному испытанию в 1948 и начале 1949 года на 71-м полигоне ВВС были проведены лётно-баллистические испытания РДС-1 при бомбометании массогабаритными макетами изделия с самолёта-носителя Ту-4.
Достигнутые результаты по отработке к испытаниям РДС-1 и самолёта-носителя подтвердили возможность проведения бомбометания первой советской атомной бомбы с Ту-4. Однако в связи с неопределённостью в вопросе о возможной фактической мощности взрыва и недостаточной изученностью механизма воздействия его поражающих факторов на самолёт-носитель в СССР было принято решение испытать РДС-1 в стационарном режиме.
Принимая во внимание положительные лётные испытания РДС-1 и заряда этой бомбы на Семипалатинском полигоне, руководство СССР 18 ноября 1949 года приняло решение о производстве атомной бомбы РДС-1.
Строительство первого серийного завода по производству ядерного оружия – завода № 551 – было развёрнуто в марте 1949 года в непосредственной близости от первого ядерного центра – КБ-11. Первую продукцию завод № 551 выпустил в декабре 1951 года.
До ввода его в строй атомные бомбы собирались опытными заводами КБ-11 в кооперации с другими предприятиями атомного комплекса и заводами союзной промышленности. Всего в 1949–1951 годах было произведено 29 атомных бомб РДС-1. Это был начальный боезапас на случай чрезвычайных обстоятельств, прежде всего атомной агрессии против СССР.
С августа 1951 года сборку первого изделия производить на третьи сутки, а последующих – по одному изделию через каждые 36 часов
Хранение атомных бомб, в процессе которого изучались условия и отрабатывались способы хранения различных деталей, узлов и механизмов изделия, конструкция тары, определялась стойкость различных антикоррозийных покрытий, производилось здесь же, на территории объекта № 550 (КБ-11). Также на практике этого хранения была разработана эксплуатационная документация и требования к складам. В особый период РДС-1 могли быть собраны, транспортированы, приведены в более высокую готовность и переданы в часть боевого применения.
20 июля 1950 года заместитель председателя Совета Министров Лаврентий Берия, являвшийся председателем Специального комитета при СМ СССР, обратился к возглавляющему советское правительство Иосифу Сталину с предложением по развёртыванию подготовки дальней авиации к применению РДС-1:
«Товарищу Сталину И.В.
Как Вам известно, в настоящее время начато производство изделий типа РДС-1. В случае возможного применения РДС-1 необходимо:
- Чтобы Министерство авиационной промышленности обеспечило подготовку самолётов-бомбардировщиков дальнего действия для транспортирования изделий РДС-1 и оснащение этих самолётов специальным оборудованием (система обогрева изделий, пульт управления сбрасыванием, приспособления для подъёма и подвески изделий и т.д.).
- Чтобы Военное министерство обеспечило подбор и специальную подготовку квалифицированных кадров лётного и технического персонала для эксплуатации указанных самолётов и для транспортирования РДС-1, а также подготовку и специальное оснащение аэродромов.
К настоящему времени в этом направлении практически ещё мало что сделано…».
Предложенные Специальным комитетом меры были поддержаны Сталиным и оформлены постановлением правительства от 24 июля 1950 года «О подготовке самолётов дальней авиации для транспортировки изделий РДС-1».
Переоборудование самолётов Ту-4 в носители осуществлялось на лётно-доводочной базе ОКБ в Подмосковье. В 1951 году отработка самолёта-носителя Ту-4 с его специальным оборудованием была завершена. По результатам государственных испытаний было выдано заключение о готовности самолётов к подвеске, транспортированию и прицельному бомбометанию изделий типа РДС, а также к выполнению комплекса измерений в интересах испытаний изделий и самих самолётов-носителей.
При этом обеспечение ВВС атомными бомбами могло осуществлять только КБ-11, где они хранились, где были специалисты, которые могли бы в угрожаемый период собрать эти бомбы из раздельно хранящихся узлов и транспортировать на один из аэродромов дальней авиации, чтобы там провести окончательную их комплектацию и передать экипажу самолёта для боевого применения.
Какова же была производительность КБ-11 по сборке атомных бомб?
Ответ на тот вопрос содержится в одном из решений заседания Специального комитета при Совете Министров СССР от 11 августа 1951 года, в соответствии с которым Первое главное управление при СМ СССР должно было «обеспечить следующую готовность КБ-11 по сборке изделий РДС (с момента получения распоряжения):
– с августа 1951 года сборку первого изделия производить на третьи сутки, а последующих – по одному изделию через каждые 36 часов;
– с первого квартала 1952 года собирать каждые 36 часов по два изделия».
Чем были обусловлены такие темпы сборки атомных бомб?
Не только низкими эксплуатационными качествами первых изделий типа РДС, но и тем, что первый советский ядерный центр предназначался для разработки ядерных боеприпасов, но не для их эксплуатации. Технологические инструкции по сборке атомных бомб были в процессе разработки, не говоря о наличии специальной оснастки, оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Их также нужно было разрабатывать. Отсутствовали штатные подразделения сборщиков ядерных боеприпасов.
А каким способом доставлять атомные бомбы на аэродромы дальней авиации? Специальные транспортные средства, обеспечивающие не только физическую защиту этих боеприпасов, но и поддержание необходимого для них температурно-влажностного режима, также отсутствовали. Их тоже нужно было разрабатывать.
Может быть, рациональнее было хранить атомные бомбы поближе к носителям? Конечно. Но для этого необходимо было создать разветвлённую сеть складов со специальными хранилищами.
Эти актуальные вопросы организации системы эксплуатации ядерных боеприпасов настоятельно требовали тогда решения. ВВС продолжали наращивать усилия по подготовке к применению атомных бомб. В конце 1951 года по решению правительства от 29 августа 1951 года в гарнизоне Болбасово (Орша) началось формирование первого авиационного бомбардировочного полка с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолётов-носителей Ту-4.
Для дальнейшего прохождения службы в этом полку были направлены с 71-го полигона ВВС четыре экипажа (командиры – П.И. Родионов, К.И. Уржунцев, К.Н. Усачев, П.И. Павлов), обладавшие опытом подготовки и проведения первых ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Возглавил учебно-тренировочную часть опытный и заслуженный лётчик полковник В.А. Трехин.
В течение 1952 года экипажи 22 боевых самолётов-носителей Ту-4 были подготовлены к выполнению длительных полётов в сложных метеорологических условиях и бомбометанию по открытым и закрытым целям с высот: днём – до 10 000 метров, ночью – до 8000 метров.
Решение о создании разветвлённой сети складов для хранения ядерных боеприпасов было принято постановлением правительства от 23 октября 1950 года. При этом для содержания основного запаса ядерных боеприпасов планировалось строительство центральных баз хранения, а для войскового запаса – передовых складов (так называемых ремонтно-технических баз).
И на центральных, и на войсковых базах ядерного оружия возводились специальные сооружения для содержания боеприпасов в установленной степени комплектации, подготовки и выдачи их войскам к боевому применению. Сооружения были защищены, обеспечивали постоянный температурно-влажностный режим, оборудовались необходимыми средствами механизации и автоматики. Для самолётов-носителей, прибывавших на аэродром для принятия на борт атомных бомб, строились специальные площадки.
Подготовка военных специалистов для эксплуатации атомных бомб была начата в феврале 1952 года на созданных при КБ-11 специальных курсах, которые по фамилии их начальника называли академией Назаревского. На этих курсах прошли обучение три потока слушателей – всего около двухсот человек.
Во второй половине 1953 года из военнослужащих, состоявших в штате КБ-11, были созданы две военно-сборочные бригады (№ 1 и 2), которые возглавили полковники Г.Г. Нырков и В.И. Капустин. Бригады производили сборку ядерных боеприпасов, выпускавшихся серийным заводом КБ-11 до 1956 года.
Таковы были первые шаги на пути оснащения Вооружённых Сил СССР ядерным оружием.
Николай Бирюков,
Николай Сергеевич Бирюков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник 12-го ЦНИИ Минобороны России.
Источник: redstar.ru