×

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

В Тульской дивизии можно совместить, казалось бы, абсолютно не похожие друг на друга профессии

В начале июля 106-я Тульская гвардейская воздушно-десантная дивизия приняла в свои ряды особое пополнение — 20 призывников прибыли сюда для прохождения службы в научно-производственной роте. Корреспондент «МК» пообщалась с новобранцами и расспросила, как несут службу начинающие ученые и инженеры в рядах Вооруженных сил.

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

Фото: Лина Корсак

Солдат-производственник

Всего в научно-производственной роте 40 военнослужащих. Личный состав проходит службу наравне с остальными десантниками, но кроме выполнения служебных обязанностей операторы занимаются научно-производственной деятельностью в Конструкторском бюро приборостроения имени А.Г. Шипунова, всемирно известном своими зенитными комплексами «Панцирь», а также в научно-производственном объединение «Сплав» имени А.Н.Ганичева, поставляющем  в российскую армию реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Торнадо». 

Первые научно-производственные роты были созданы в качестве эксперимента в 2016 году в Тамбове и в Севастополе на базе предприятий «Ревтруд» и ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота» Министерства обороны РФ.

А уже спустя два года, в феврале 2018-го, вышел Указ Президента «О научно-производственных подразделениях Вооруженных сил РФ». И Тульской области была выделена квота на формирование научно-производственной роты численностью 48 человек. Ее укомплектовали молодыми людьми призывного возраста, закончившими технические вузы. Новобранцам предоставлялась возможность развивать свои профессиональные навыки, без потери одного года на прохождение срочной военной службы, и при этом отдать долг Родине.

Командир научно-производственной роты гвардии капитан Денис Гайворонский рассказал, что основная задача уникального подразделения, созданного в Тульской воздушно-десантной дивизии, заключается в помощи предприятиям в выполнении гособоронзаказа.

— Кого набирают в эти роты?

— Согласно положению и соглашению с предприятиями, рота комплектуется штатными работниками предприятий, изъявившими желание пройти военную службу по призыву и при этом сохранить свое рабочее место на предприятии, а также получить квалификацию и стаж.

— Представители каких профессий приходят?

— В основном конструкторы, конструкторы-испытатели, разработчики вооружения. Предприятия своих кандидатов, отобранных военно-учетными столами, отправляют на комиссию в военкомат. Там претенденты проходят врачебную комиссию, психологическое тестирование, а уже после этого отправляются к нам.

— А что дальше с ними происходит?

— В течение месяца, как и другие военнослужащие этого призыва, наши ребята проходят курс молодого бойца. Это первичная подготовка. После присяги приступают к своим непосредственным обязанностям на предприятиях.

— А воинские обязанности?

— Как без этого в армии? И в наряды ходят, и на тренировки — все согласно внутреннему распорядку.

— После года такой службы молодой человек готов, в случае необходимости, защитить Родину? Хватит у него именно военной подготовки для этого?

— Поверьте, хватит. С ними так же проводятся занятия и по боевой подготовке, и по тактико-специальной, и огневой.

***

Поначалу я даже немного усомнилась в словах офицера. Как это можно все успеть: днем работать, вечером азы военного дела постигать. Но капитан заверил, что ребята все успевают, для этого и существует распорядок дня.

— Сами новобранцы довольны, что есть возможность проходить такую военную службу?

— Конечно, довольны. Намного лучше и службу нести, и заниматься своим любимым делом, продолжать развиваться в своей области, не терять квалификацию.

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

Фото: Лина Корсак

— Как другие военнослужащие относятся к ним? Не завидуют?

— Нет, это только на первый взгляд может показаться, что у них более свободный график. На самом деле далеко все не так. До 8 утра они — солдаты: в 6 подъем, зарядка, завтрак. Как у всех. Потом автобус развозит их на предприятия, и до четырех часов дня они — производственники, занимаются тем, чему учились, разрабатывают и производят боевую технику. А после работы — снова в строй.

— Вы сами как считаете, научные и научно-производственные роты нужны или лучше, чтобы молодые люди полноценно служили, а потом уже реализовали себя в профессии?

— Давайте вспомним историю советской армии. На каждом военном предприятии было свое такое же подразделение. Сейчас мы возвращаемся к этим корням. Они необходимы. Это и сохранение кадров для предприятий, и высококвалифицированные кадры для армии, потому что любой из них уже приходит со своим багажом знаний и навыков.

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

Фото: Лина Корсак

Капитан рассказал, что основной контингент роты — жители Тулы и Тульской области.

Перед посещением одного из предприятий, где трудятся молодые инженеры научно-производственной роты, я попросила офицера разрешить пообщаться с представителями молодого пополнения. У солдат на плацу проходила финальная репетиция принятия присяги, до которой оставался всего один день, и мне очень хотелось узнать, как воспринимают сами защитники Отечества службу в армии и жизненные перемены, связанные с ней.

Инженерная элита

Михаил Ларченко призвался на службу в начале июля. После окончания Тульского государственного университета работал инженером в конструкторском бюро приборостроения. Самый что ни на есть «местный».

— Вы раньше знали о существовании научно-производственных рот?

— Да, нам еще в университете рассказывали старшие товарищи. Меня сразу заинтересовал такой вариант. Терять знания и опыт за год срочной службы мне не хотелось. А сама перспектива смотреть на вооружение глазами и научного работника, и военнослужащего кажется мне очень полезной.

— Родные одобрили ваш выбор?

— Конечно. Воздушно-десантные войска — это же элита, и для меня честь служить здесь.

Михаил поделился, что самое сложное для него сейчас, это изменившийся распорядок дня. Уже не посидишь полночи за компьютером, как на гражданке, утром — подъем по расписанию и бегом на зарядку. Но дисциплина, по мнению солдата, идет всем только на пользу.

Николай Лагутин, тоже выпускник Тульского госуниверситета, учился на факультете машиностроения. Призван на службу через неделю после защиты диплома. Будущему призывнику о возможности службы в научно-производственной роте рассказали родственники, и юноша охотно поддержал эту идею.

— Рады, что служите возле дома, или хотелось бы вкусить тяготы армейской жизни в полном объеме где-то подальше? Попасть на Север, к примеру.

— Еще как рад. Дома и стены помогают, как говорится.

— Завтра принятие присяги. Что значит для тебя это событие? Оно что-то изменит в твоей жизни?

— Как и большинство ребят, я очень волнуюсь перед этим днем. Для меня присяга не просто торжественная церемония. Это те слова, которые накладывают на мужчину определенную ответственность.

Привычка к точности

В тульском КБП, куда мы отправились после знакомства с новобранцами, рабочий день кипел уже вовсю. В помещении, оборудованном под учебный класс, восемь человек, облаченных в синюю форму и тельняшки с бело-голубыми полосками (фирменная роба операторов научно-производственных рот), внимательно вглядывались в экран монитора. На экране, маневрируя среди препятствий, уклоняясь от взрывов и поражая противника ответным огнем, несся танк. Все это больше напоминало современную компьютерную игру, а не сложный исследовательский процесс. Даже при всем моем безразличии к виртуальной реальности, происходящее действительно «затягивало».

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

Фото: Лина Корсак

— Здесь изучают устройство, принципы работы и комплектацию орудийного блока для боевого модуля «Бахча-У». Такими модулями оснащают боевые машины десанта, — пояснил Гайворонский. – Это гладкоствольная 100-миллиметровая пусковая установка, спаренная с 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72. После изучения будут определены основные направления развития этого боевого модуля и орудийного блока. И будут внесены какие-то предложения для более рационального использования пространства и эргономики боевого отделения.

Офицер рассказал, что многие из присутствующих здесь военнослужащих вместе с сотрудниками конструкторского бюро участвовали в разработке, испытаниях и модернизации боевого модуля. За каждым солдатом закреплен наставник, который контролирует его деятельность в отделе.

Гвардии ефрейтор Александр Синицын с декабря проходит службу в конструкторском бюро в должности инженера-программиста. До службы работал в одной из крупнейших российских компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги. Гражданская специальность — ведущий инженер мониторинга по слаботочным системам. Столичный вуз, который окончил молодой человек, не предоставлял возможности отдать долг Родине в научно-производственной роте, поэтому изначально Александр даже не рассматривал для себя такой вариант. Но когда в родном городе ему предложили такой способ службы, парень с радостью согласился.

По словам Александра, именно командир роты еще в военкомате после личной беседы заметил в молодом человеке потенциал к научной работе. Он же и одобрил кандидатуру молодого специалиста для несения службы в таком необычном подразделении.

— Вы сразу для себя поняли, что такой вариант службы — именно то, что вам надо? Или были сомнения?

— Сначала были сомнения. Но это больше от нехватки информации. Я поначалу не совсем понимал, как будет проходить служба и чем я буду заниматься. После курса молодого бойца стал вникать во все происходящее.

— Армия сильно изменила вашу жизнь?

— Еще как, — рассмеялся ефрейтор. — Я раньше весил 120 килограммов, а сейчас 95. Лишние килограммы улетучились. Уровень физподготовки заметно стал лучше. Распорядок дня, который сначала воспринимался чем-то ужасным, сейчас, наоборот, очень помогает. Формируется привычка к точности, это и в службе помогает, и в науке. Надеюсь, после «дембеля» ее сохранить. Кому-то, наверно, кажется, что такую службу и службой не назовешь, «лайт-версия», как сейчас модно выражаться. Но умственная деятельность требует не меньших затрат энергии, чем физическая, а порой, наверно, и больше. Я с предприятия иногда выхожу с таким чувством усталости, как будто на стрельбы съездил или кросс пробежал.

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

Фото: Лина Корсак

— Если бы не попали служить в научно-производственную роту, то какие войска предпочли бы?

— Только ВДВ, — ни минуты не сомневаясь, ответил Александр.

Осознанный выбор

Гвардии ефрейтор Дмитрий Батов на службу призвался в 25 лет, и научно-производственная рота стала для него лучшим способом исполнения воинского долга. Молодой человек и до того работал в конструкторском бюро. Сама специфика деятельности с приходом на службу почти не изменилась, Дмитрий работает по «родному» направлению – приборостроению. В планах у военнослужащего окончить школу инженеров и полностью посвятить себя науке.

— В гражданской жизни будете День ВДВ отмечать?

— Об этом пока рано думать, — смущается под пристальным взглядом офицера ефрейтор. — Думаю, с сослуживцами будем раз в год на 2 августа собираться, как и положено по традиции.

— Люди науки — более дисциплинированны? Вам, как командиру, с ними проще? — уже на обратном пути решаюсь спросить капитана.

— Они более понимающие, более взрослые, мотивированные, скажу так. Четко знают, чего хотят и что для этого надо делать. По большому счету с такими ребятами намного проще, чем с обычным солдатом. Они же осознанно идут на службу.

Служба в особой роте ВДВ: как стать и десантником, и конструктором

Фото: Лина Корсак

***

Мы вернулись в дивизию. На плацу все еще продолжалась подготовка к присяге. Чеканный шаг, строгая выправка, у каждого во взгляде читается гордость. Вчерашние мальчишки в военной форме и голубых беретах, армейская элита, как принято называть десантников, готовились произнести те значимые в жизни каждого из них слова. И, пожалуй, не так важно, какой путь выберут эти ребята — свяжут после срочной службы свою жизнь с наукой или с армией. Главное — чтобы они с честью всегда оставались верны этому выбору.

Москва — Тула — Москва.

Источник

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»