×

В небесах мы летали одних…

В августе 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения главного маршала авиации Александра Голованова, инициатора создания отечественной авиации дальнего действия.

В небесах мы летали одних…

А.Е. ГОЛОВАНОВ.

Александр Евгеньевич Голованов родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. По отцовской линии А.Е. Голованов – потомок народовольца Ивана Соловьёва, а по материнской линии – дальний потомок талантливого флотоводца вице-адмирала Владимира Корнилова, руководителя обороны Севастополя в 1854 году.

В 1919 году Александр Голованов добровольцем поступил на службу в РККА и воевал на фронте разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. Но после ранения осенью 1920 года его демобилизовали, и он вернулся в Нижний Новгород. В 1924–1933 годах Голованов – в органах государственной безопасности.
В 1932 году Александр Евгеньевич окончил лётную школу ОСОАВИАХИМа и связал свою судьбу с авиацией. В 1935 году был назначен начальником Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота (ГВФ), в ведении которого находилась и воздушная трасса Улан-Удэ – Улан-Батор. По инициативе Голованова в Чите было создано авиационное звено в составе пяти почтово-пассажирских самолётов П-5. На них иркутские пилоты открыли первые регулярные авиа­линии из Читы в Ципикан, Калакан и Нерчинск. В 1936 году это авиазвено было усилено отрядом тяжёлых грузовых кораблей Г-2 в составе трёх машин, что позволило открыть авиапассажирскую линию на маршруте Чита – Хапчеранга.
Восточно-Сибирское управление ГВФ было в те годы самым крупным во всём Аэрофлоте. Оно охватывало огромную территорию Красноярского края, Бурятию, Якутию, Иркутскую и Читинскую области. В состав этого управления входило 11 воздушных линий, свыше 35 аэропортов разных классов, шесть авиаотрядов. В регионе были открыты новые авиалинии, в Иркутске построено здание аэропорта.
После встречи в Москве с Иоси­фом Сталиным Голованов в феврале 1941 года был назначен командиром 212-го отдельного полка дальнебомбардировочной авиации с присвоением ему воинского звания «подполковник». Этот авиаполк в последующем стал основой для создания авиации дальнего действия.
В Великой Отечественной войне Голованов – с первых её дней, принимал личное участие в боевых действиях по бомбардировке объектов противника в качестве командира корабля. С августа 1941 года он командир 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, с декабря 1941 года – командир 3-й авиадивизии дальнего действия. Постановлением Государственного Комитета Обороны 5 марта 1942 года была создана авиация дальнего действия (АДД), которая подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.
Командующим АДД был назначен Александр Евгеньевич Голованов. О его роли в создании АДД, участии в крупных операциях Великой Отечественной войны сохранилось немало свидетельств.
А.Е. Голованов обладал твёрдым характером и независимостью суждений, особенно при отстаивании интересов дальней авиации. При этом он оставался отзывчивым и доступным человеком. Голованов лично благодарил экипажи самолётов за образцовое выполнение задания командования, никогда не забывал отметить отличившихся, представить достойных к награде. Многие авиаторы АДД были представлены к присвоению высокого звания Героя Советского Союза. Но сам Александр Евгеньевич этого высокого звания в силу ряда обстоятельств удостоен не был.

В небесах мы летали одних…

Ту-160 «Александр Голованов».

По оценке председателя Совета ветеранов дальней авиации России генерал-лейтенанта авиации в отставке Михаила Опарина, Голованов – один из талантливых авиационных военачальников, на долю которого выпало руководство дальней авиацией в наиболее сложный период её становления (1942–1948 гг.).
На воздушном параде 18 августа 1947 года в Москве командующий дальней авиацией Голованов лично возглавил отряд серийных бомбардировщиков Ту-4. Но в 1948-м его освободили от должности командующего и направили учиться в Военную академию Генерального штаба, которую он окончил с отличием и золотой медалью в 1950 году. Затем была учёба на курсах «Выстрел». После их окончания, с мая 1952-го по апрель 1953 года, Голованов, имея звание главного маршала авиации, командовал воздушно-десантным корпусом.
После смерти Сталина в высшем командовании Вооружённых Сил начались большие перестановки, и 49-летнего Голованова уволили в отставку «по болезни». С 1958-го по 1966 год он работал заместителем начальника Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации по лётным испытаниям. В тот период Голованов участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолёта Ил-14, в испытаниях самолётов гражданской авиации, развитии управления воздушным движением.
В последние годы жизни А.Е. Голованов трудился над мемуарами «Записки командующего АДД», неоднократно посещал Иркутск, встречался с ветеранами ГВФ. Мемуары были изданы лишь в 1997 году, спустя более чем двадцать лет после смерти их автора.
Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов скончался 22 сентября 1975 года, его с воинскими почестями похоронили на московском Новодевичьем кладбище.
Полковник авиации в отставке Иван Костюков, ветеран АДД, старший адъютант командующего дальней авиацией в 1947–1948 годах, вспоминал: «Он был личностью знаковой, яркой, наделённой разносторонними дарованиями. Это был богатырь, отдавший свою жизнь служению народу… В моей памяти Александр Евгеньевич Голованов остался человеком чести и совести».

5 марта 1942 года была создана авиация дальнего действия, которая подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования

В небесах мы летали одних…

На выставке в г. Иркутске, 7 августа 2024 г.

В 1999 году решением командования дальней авиации России дальнему сверхзвуковому ракетоносцу Ту-160 было присвоено почётное наименование «Александр Голованов». А в мае 2010 года на здании Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта в Иркутске установлена мемориальная доска, увековечившая его память на иркутской земле. В его честь в Иркутске названа средняя общеобразовательная школа № 43, расположенная недалеко от Иркутского авиазавода, который в период Великой Отечественной войны производил военную авиатехнику, в том числе самолёт Ил-4 – основной самолёт АДД.
К 120-летию со дня рождения А.Е. Голованова и к 110-летию дальней авиации России оргкомитет по проведению патриотической акции «Память жива» и союз ветеранов 23-го военного городка «Дальники» организовали в апреле – мае этого года выставку «Главный маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич. Память жива» в Иркутском областном музыкальном театре имени Н.М. Загурского. Выставка прошла в июле и в Хабаровске в военном санатории «Хабаровский».
В минувшем августе эту выставку открыли в иркутской библиотеке № 3, где был проведён день памяти А.Е. Голованова, прошла и презентация книги «А.Е. Голованов. Дальняя бомбардировочная…». Выставка, кстати, будет работать по 27 сентября. На ней представлены фотографии, книги, журналы, модели самолётов дальней авиации.
Мы продолжаем помнить о героях Великой Отечественной войны. Наша память сильнее времени!

Николай Фёдорович КУСТОВ, председатель совета союза ветеранов 23-го военного городка «Дальники», руководитель проекта «Память жива».

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»