×

У истоков десантных войск

стояли первые парашютисты страны Леонид Минов и Яков Мошковский.

У истоков десантных войск

Как известно, идея создания парашюта пришла ещё Леонардо да Винчи. С тех пор люди десятки раз решались на прыжки с прообразами парашютов – с обрывов, башен, а позже – аэростатов. В 1911 году Глеб Котельников изобрёл парашют под названием РК-1 (Русский, Котельникова). Он испытал его на манекене, которого в шутку окрестил Иваном Ивановичем. Манекен весом 80 килограммов помещался в аэростат. При выброске из аэростата за его плечами и был спасительный ранец. Испытания прошли успешно.

В СССР впервые парашют как средство спасения был использован в 1927 году пилотом Михаилом Громовым при вынужденном покидании самолёта. Вскоре после этого тему применения парашютов в авиации поднял комбриг ВВС РККА Леонид Минов. В 1929 году его отправили в США изучить парашютное дело. Там он совершил два ознакомительных прыжка, а в третий раз прыгнул уже на Калифорнийских соревнованиях парашютистов. Он занял почётное третье место и после четвёртого прыжка получил свидетельство профессионального парашютиста. После возвращения в СССР Леонид Минов был назначен инструктором по парашютной подготовке ВВС РККА. Летом 1930 года начальник ВВС РККА Пётр Баранов направил его в 11-ю авиационную бригаду для обучения лётно-подъёмного состава ТБ-1 использованию спасательных парашютов.
Старший военлёт Яков Мош­ковcкий был дежурным по части, когда комбриг Минов прилетел для внедрения парашюта в авиационную практику. После бодрого доклада дежурный, чуть стушевавшись, произнёс: «Разрешите спросить? Будете проводить у нас парашютные прыжки?» Получив утвердительный ответ, уже бодрым голосом заявил: «Прошу записать меня в числе первых на прыжок!» Комбриг только усмехнулся. Но чуть позже попросил прикрепить к себе этого лётчика для сопровождения по бригаде и помощи в организации парашютных прыжков.
За месяц Леонид Минов в теоретическом плане подготовил в качестве парашютистов 30 авиа­торов-добровольцев 11-й бригады. Практические парашютные прыжки намечено было провести на специальных сборах, которые открылись на аэродроме вблизи Воронежа. Минов лично руководил проведением этих сборов, для которых было выделено 12 парашютов – все, что имелись в бригаде, и самолёт «Фарман F-62». Показательный прыжок, который и стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР, Леонид Минов 26 июля 1930 года совершил сам. Следом за ним с самолётного крыла соскользнул в небо Яков Мошковский. При приземлении «перворазника» снесло на здание, откуда его сняли с помощью пожарной лестницы. Но это не отразилось на настроении участников сборов – в этот день свой первый прыжок совершили ещё пятеро лётчиков брига­ды. С тех пор 26 июля российские парашютисты отмечают неофициальный профессиональный праздник. Тогда за три дня сборов было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков. В это же время снимался документальный учебный фильм «Парашют». Впоследствии он на многие годы стал наглядным учебным пособием для подготовки парашютистов.
После успешного окончания сборов начальник ВВС РККА Пётр Баранов предложил комбригу Минову подготовить группу парашютистов для совершения группового прыжка, чтобы по ходу воронежских военных учений Московского военного округа продемонстрировать выброску группы вооружённых парашютистов для диверсионных действий в тылу «противника». Леонид Минов и Яков Мошковский отобрали из числа наиболее подготовленных участников сборов 10 добровольцев. Подготовка к проведению десантной операции была закончена к 31 июля. Так как грузоподъёмность самолёта «Фарман F-62 «Голиаф» не позволяла брать на борт больше семи человек, решили провести десантирование в два этапа. Одну группу возглавил Минов, вторую – Мошковский. Вооружение и боеприпасы было решено выбросить с трёх самолётов-разведчиков Р-1 на грузовых парашютах.
«2 августа 1930 года, в 9 часов утра, самолёт «Фарман F-62 «Голиаф» с семью десантниками (первая подгруппа и Минов) на борту поднялся в воздух, – описывается это событие в книге историка десантных войск Романа Алёхина. – Условия для десантирования были приемлемые – скорость ветра у земли составляла 8 м/с. Над хутором Клочково (два километра от аэродрома, в пределах прямой видимости) с высоты 500 метров первая подгруппа с интервалом в две секунды была десантирована на площадку размером 600 на 800 метров. Все десантники покинули борт в течение пяти секунд. Группа приземлилась на окраине хутора и быстро собралась возле Минова. В момент выброски десантники были вооружены наганами и ручными гранатами. Практически сразу над точкой выброски прошли три самолёта Р-1, которые с высоты 150 метров сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжёлых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находилось длинноствольное оружие (в том числе два ручных пулемёта «льюис»), снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи.
Вернувшийся на аэродром «Фарман F-62» забрал остальных участников десанта и через несколько минут с высоты 300 метров выбросил вторую подгруппу Мошковского над площадкой десантирования. Приземление второй волны десанта произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая подгруппа. Ещё через несколько минут десантники собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в назначенный район, где их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена полностью».
Именно это событие 2 августа 1930 года считается днём рождения Воздушно-десантных войск нашей страны.
Уже к концу 1931 года советские парашютисты выполнили около 600 экспериментальных, тренировочных и показательных прыжков, а в аэроклубы Осоавиахима пришли тысячи юношей и девушек, желающих заняться парашютным спортом. Увлечение было настолько популярным, что в городских парках культуры и отдыха устанавливались «парашютные вышки», с которых мог прыгнуть любой желающий.
Судьба основателей отечественного парашютизма сложилась по-разному. В тридцатые годы комбриг Минов был репрессирован и до середины 1950-х годов провёл в лагерях. После освобождения был восстановлен в звании полковника ВВС, ему вернули награды. До 1970-х
годов он возглавлял московскую Федерацию авиаспорта. Умер в 1978 году. Яков Мошковский стал инициатором создания Высшей парашютной школы и её начальником. В июле 1939 года во время показательного прыжка сильный порыв ветра ударил его о борт грузовика. 502-й прыжок стал последним для опытного парашютиста. Через сутки он скончался, не приходя в сознание. Но имена этих двух замечательных людей помнят парашютисты и десантники многих поколений.

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда»

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»