×

«Задраены верхние люки…»

Нынешние покорители океанских глубин успешно продолжают традиции предшественников.

«Задраены верхние люки…»

История российского флота – это летопись героических свершений, история беззаветной стойкости и мужества, высокой боевой готовности и воинского мастерства российских моряков, в том числе подводников.

Традиции – это нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. История России неразрывно связана с победами её Военно-Морского Флота. Русские моряки заслужили вечную славу блистательными победами над врагами.
Уровень боевой подготовки того или иного экипажа, как и всего российского флота, в первую очередь зависит от того, насколько люди готовы выполнять задачи. Постоянная боевая готовность – это длительный и упорный труд всего экипажа. Квалификация подводника определяется его искусством управлять лодкой под водой, где корабль имеет больше степеней свободы и вероятность любых непредвиденных, всегда неожиданных, нестандартных ситуаций, особенно в боевой обстановке.
«Один командир на лодке не воин, какими бы воинскими талантами он ни обладал. Его командирский талант и искусство в значительной степени в том и состоит, чтобы правильно обучить, воспитать и сплотить экипаж, верить в него и добиться его доверия… Особой заботы от командира требуют обучение и воспитание офицеров, и прежде всего молодых. Это самая сложная, ювелирная работа. Их становление – важное и серьёзное дело. Как и многие другие, я сторонник принципа предоставить им побольше самостоятельности и разумной инициативы». Так изложил главные командирские принципы Герой Советского Союза Григорий Иванович Щедрин в своей книге «На борту С-56». Они вынашивались, проверялись опытом, уточнялись долгие годы, прежде чем оказались чётко сформулированными на бумаге. Командир воспитывал чувство ответственности каждого за судьбу всего корабля, стремление постигать все тонкости профессии, инициативность в выполнении своих обязанностей, самостоятельность в принятии решений, готовность помочь товарищам, если они в этом нуждаются, патриотизм, ненависть к врагу, готовность к самопожертвованию. Всё это определило боевые успехи корабля, позволило выходить победителями из самых сложных ситуаций, подчас угрожающих гибелью, а в послевоенные годы явилось решающим в судьбах членов экипажа, многие из которых стали крупными инженерами, авторитетными руководителями, командирами кораблей и соединений ВМФ.
«За долгие годы подводной службы крепко привык он к выверенному порядку, к учениям и походам, к ежедневным осмотрам механизмов, к чёткой прямолинейности служебных отношений… Подвод­ник должен быть в своём деле всё равно как артист». Так написал в одном из своих литературных произведений Евгений Войскунский, во время Великой Отечественной войны служивший на Балтийском флоте.
Его же перу принадлежат и такие строки: «Море замерзало. Его будто выложили паркетом из кружков тонкого льда, аккуратно пригнанных друг к другу. Такой лёд называется блинчатым. «Блинчики» постепенно смерзаются в льдины, а потом в ледяные поля.
Подводная лодка взрезала форштевнем тонкий лёд, словно вспарывала гигантскую рыбью чешую. При этом куски обломанных «блинчиков» катились прочь по гладкому паркету. Вдали синели на льду белогрудые чайки, повернув длинные клювы к невысокому заходящему солнцу…»
Войскунский писал: «Вот он океан. Красным шаром выкатывается солнце из серой воды – всё заиграло вокруг, заискрилось. Но продолжается это недолго: солнце, чуть поднявшись над горизонтом, ныряет в косматые тучи. Опять будет пасмурный день, и медленное движение туч в небе, и мерные шорохи длинных океанских волн… Утром погружались – было пасмурно, но спокойно. Всплыли к вечеру – небо синее, тучи разорваны ветром в клочья,­ и идут на лодку лохматые волны, стряхивая на надстройки белую кипень пены…»
Герой Советского Союза Магомед Гаджиев отмечал, что командиру корабля необходимо искусство поиска, мастерство при выборе момента и направления торпедной атаки плюс спокойная воинская дерзость, ошеломляющая противника. Командир «должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника…».
Пожалуй, эти слова, сказанные знаменитым подводником много лет назад, не потеряли актуальности и сегодня. Море – грозная стихия, нередко опасная для человека. Профессия моряка требует мужества, готовности вступить в борьбу со стихией и, главное, умения побеждать её. В книге «В глубинах полярных морей» контр-адмирала Ивана Колышкина, первого из советских моряков-подводников, удостоенного в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, есть такие строки: «Мы должны драться люто, беспощадно. Но для этого мало одной храбрости, одной ненависти, одного желания победить. Подводнику для победы необходимо ещё большое, годами отточенное и отшлифованное умение. Без этого в лучшем случае героически встретишь смерть… Не красиво погибать, а уничтожать врага – вот наше кредо, наша жизненная установка».

Командирский талант в значительной степени в том и состоит, чтобы правильно обучить, воспитать и сплотить экипаж, верить в него и добиться его доверия…

«Задраены верхние люки…»

О том, какой должна быть боевая учёба военных моряков, и в частности подводников, Колышкин писал: «…и в плохую видимость, и в штормовую погоду. Мы практиковались в подводном маневрировании, в подныривании под корабли, учились скрытно проникать в бухты в подводном положении, осваивали прорыв противолодочной обороны, несли дозорную службу… Плавали и в шторм, и в туман, и в неистовстве снежных зарядов. Учились видеть ночью и оставаться незамеченными полярным днём. Запечатлевали в памяти и в блокнотах однообразные, трудные для штурманских определений берега… Море стало нашим союзником. А для того, кто с ним не подружился, оно такой же опасный враг, как и противник на войне… Настроение командира не его личное дело. Оно быстро передаётся окружающим, экипажу. А с подавленным настроением много не навоюешь».
В этой же книге есть и такие строки: «Одарённость, талант, пройдя сквозь горнило боевого воспитания, отливаются в такой сплав ума, характера и темперамента, который силён именно своей гармоничной цельностью. Не только отважный и не только выдержанный, не только дерзкий и не только трезвый в расчётах, а обладающий всем этим вместе в нужных пропорциях – таким должен быть командир-подводник. Тогда он творчески, а значит, и с наибольшим успехом проявит себя во всех видах боевой деятельности. Ведь в бою просто необходимо творчески мыслить. Это один из элементов командирского искусства. И поэтому талант командира – это оружие. Оружие большой силы, которое надо высоко ценить.
…А ведь на лодке бывает достаточно ошибиться одному бойцу, чтобы разрушить все замыслы командира, свести на нет всё его умение.
…Подводная лодка идёт на глубине. Если закрыть глаза, кажется, что она неподвижно повисла в воде, затерявшись где-то между поверхностью и дном моря. Но стоит взглянуть на вахтенного командира, опускающего перископ, на сосредоточенные лица рулевых, удерживающих лодку на нужном курсе и глубине, – и эта иллюзия пропадает. Привычная обстановка рождает привычные ощущения: сразу чувствуешь, что корабль живёт, движется, послушный умелым рукам… Подводник никогда не в праве поддаваться слепому охотничьему азарту, терять чувство ответственности за каждый свой шаг».
И сегодня от моряков требуется настойчивость в совершенствовании военных знаний, отличное владение боевой техникой и оружием, высокая организованность и дисциплина. Россия – великая морская держава. Само географичес­кое положение нашего государства возлагает на ВМФ роль гаранта национальной безопасности страны с морских и океанских направлений, определяет ему одно из важнейших мест в системе её Вооружённых Сил.
Нынешние покорители глубин успешно продолжают традиции своих предшественников. Вспоминаются такие поэтические строки: «Хозяева широт подводных, / Океанских глубин покорители, / В чревах субмарин дородных / Спокойствие страны храните вы. / Беспечности в подлодках места нет. / В уютности кают – суровость быта. / В готовности мощнейший дать ответ, / В походах от противников вы скрыты. / Сильна Россия тем, что у неё / Есть грозные, надёжные подлодки, / Способные губительным огнём / От неприятеля оставить лишь ошмётки».
Наш флот по-прежнему остаётся одним из сильнейших в мире. У подводного флота России не только великое прошлое и славное настоящее. Экипажи отечественных субмарин, как и прежде, будут успешно выполнять все поставленные перед ними задачи.

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда»

Источник: redstar.ru

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»